Мы познакомились с замечательным человеком, который, как нам кажется, вполне достоин называться героем нашего времени. Знакомьтесь — Вадим Маркелов, успешный адвокат.
Стаж юридической специальности более 20 лет.
Член Совета Адвокатской палаты Саратовской области, Ассоциации юристов России.
Представлен к награждению медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» I степени - одной из высших профессиональных наград адвокатского сообщества. Входит в состав правления многих правозащитных общественных объединений.
Эксперт Президентской программы РАНХиГС. Автор многочисленных статей по вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности. Длительное время преподавал в Российской правовой академии общие и специальные курсы. Неоднократно приглашается для чтения авторской программы по защите бизнеса и специфике частно-государственного взаимодействия.
(Информация взята на сайте компании Маркелов Groop)
Но сегодня мы поговорим не о работе Вадима Маркелова, а о его увлечении, хобби… Трудно подобрать название. Это, скорее, дело его жизни. Судите сами: человек на собственные деньги разместил в городе баннеры с призывом отказаться от пластика. Более того, он создал законопроект об ограничении реализации пластика в Саратовской области (в будущем планируется выход на федеральный уровень). Но давайте обо всем спросим самого Вадима.
— Вадим, вы успешный человек, у вас наверняка и без того много работы. Так почему вы тратите свое время на то, что не приносит дохода?
— Вопрос о том, почему я это делаю, мне задавали даже в Адвокатской палате. Спрашивают: «Зачем ты это делаешь? Скажи, на чем ты зарабатываешь?». Я говорю: «Ни на чем. Я только трачу. Это мой проект для людей. Это просто мое внутреннее видение. Я хочу, чтобы до людей дошло». Думали, что я шучу. Во второй раз, когда начали эту тему, я уже понял, что людей реально это волнует. Они переживают. Они видят, что по городу баннеров 15 штук, что эта ротация уже идёт достаточного давно, и она постоянная. И они понимают, что это большие деньги. Потому и спрашивают: «Где же ты тут зарабатываешь?».
После вопросов о баннерах начинают переходить в атаку: «Ну, ты сам используешь пакеты?». Ну, конечно, мы все люди, и живем в этом мире. Что-то я где-то использую. Но я осознанно стараюсь снизить количество пакетов и количество пластика, который использую. Я хожу в магазин с авоськой. Она всегда у меня лежит в машине.
— С чего все началось?
— Я активный путешественник. Уже больше 55 стран посетил, многие неоднократно. В первые свои поездки я видел только самое прекрасное. Сначала ты в восхищении, а потом наступает такая стабилизация внутри тебя, и ты уже видишь быт простых людей, как они живут.
Меня очень потрясла Индия. Я увидел Тадж-Махал. Он стоит на берегу реки, и фасадная часть выглядит фантастически чистой. Но когда я подошёл к набережной в конце этого комплекса, перегнулся через парапет и посмотрел на реку, я увидел берег с огромной горой пластикового мусора. Я понимал, что это не сбросили, а все нанесено рекой. Гора высотой 3 м и длиной, может, метров 20. И там стояли навесы, и жили люди. Я переехал на другой берег, чтобы посмотреть на Тадж-Махал с другой стороны. Он стоит в какой-то серой дымке, на берегу жуткие лачуги, в которых живут люди в коробках из-под телевизоров. При этом река сильно обмелела, но не видно ила, а все дно усеяно пластиковым мусором: пакеты, бутылки… Это дикое зрелище.
Меня это потрясло, но я это воспринял, как нормальное для Индии, где роскошь и нищета рядом. В других путешествиях я тоже видел много пластиковых отходов и, волей-неволей, задумывался, как много на самом деле этого пластикового мусора.
Позже я был на Мальдивах. Около одного из практически необитаемых островов я плавал с маской среди кораллов и потрясающе красивых рыб и видел шины, утонувшие пластиковые бутылки, пакеты, застрявшие в кораллах. Это было, конечно, не везде. Но это попадалось. И вот этот разброс от красивой природы до уродливых явлений цивилизации был сильный.
Я стал интересоваться темой пластика. Слышал, что многие за это переживают, некоторые корпорации уже ввели, так называемое, производство биоразлагаемого пластика. Я подумал, что это, наверное, круто, что мы на правильном пути находимся. Но биоразлагаемый пластик оказался не лучше обычного.
Все это «варилось» в моей голове, как говорится, не выходя за пределы. Но я знаком с Ниной Гришиной (от редакции: руководитель учебного центра при ТПП Саратовской области, заведующая кафедрой «Психология бизнеса» в СГУ). Это очень умный человек, бизнес-тренер. Она выиграла право на проведение мероприятия под названием TEDx. Это мировая франшиза, клуб. Представляет собой выступления людей на любые темы, которые их беспокоят. Каждому дается 8-12 минут. При этом выступают люди, мнение которых авторитетно. Обычно в рамках одной такой конференции выступает 6-7 спикеров. Все выступления обязательно должны быть одобрены владельцами франшизы.
Нина Гришина смогла привезти TEDх в Саратов. Сейчас мы организовываем уже третью такую конференцию. Я помогал ей организовывать и первую встречу. А перед второй она мне говорит: «Я хочу, чтобы ты выступил». Я говорю: «Я занимаюсь адвокатской деятельностью. Что я могу рассказать людям интересного?». Я сам ответственно подхожу к этому делу и понимаю, что тема должна быть интересна не узкому кругу людей, адвокатов и юристов. Эта тема должна быть вселенская, действительно интересная. Но Нина сказала: «Я не сомневаюсь, что ты что-нибудь придумаешь».
Оставалась неделя до репетиции выступлений, а я даже не знал, о чем говорить. Я думал о том, что бы такого я мог рассказать, чтобы изменить мир. Девиз TEDх «Простые идеи, меняющие мир». Как бы это банально ни звучало, но я просыпаюсь в пол третьего ночи от той мысли, что пластик — это то, что меня реально беспокоит. Это то, что на меня влияет, я понимаю, что вот она, эта тема. И у меня в голове моментально выстраивается структура той речи, которую я буду говорить.
Утром звоню Нине и говорю, что буду рассказывать о пластике. Пауза. Потом она говорит: «Нет. Расскажи что-нибудь свое. Ты же адвокат». Я ей говорю, что «мое» не интересно. Пластик — вот что меня волнует и что будет интересно людям. Таким образом, я выступил с темой пластика на TEDх.
Перед этим я пишу законопроект об ограничении использования пластика и пластиковых пакетов в Саратовской области. В Европе сейчас идет тенденция к сокращению потребления пластика. Я написал законопроект и отправил его в Думу — хотя бы у себя запретим. В первый раз промолчали. Второй раз промолчали. Об этом я рассказал на TEDх. Там были депутаты нашей Думы. И один из них, Алексей Антонов, подошел и спросил, куда я отправил законопроект, попросил дать контакты и сказал, что попробует эту тему продвинуть. Благодаря ему тема была поднята — и мне отписались.
Те, кому был направлен законопроект, написали, что не имеют полномочий запрещать торговым сетям продавать что-то из своего ассортимента. То есть если это есть в ассортименте, значит имеют право торговать. Говорю: «Хорошо, но вы же — власть. Вы же заставили бизнес не продавать алкоголь в определенные дни, поменять вывески… Так заставьте хотя бы на территории одной нашей области ввести предупредительные надписи на пакетах об их вреде для окружающей среды». Сказали, что нет, не могут.
К сожалению, у нас люди такие: «Как сверху власти решат, так мы и сделаем. Инициатива наказуема, да и нам это не нужно». Самостоятельно думать и предлагать не хотят. Запретят — не будут использовать. А пока не запрещено — будут.
Лично я придерживаюсь теории малых дел. Она называется «Начни с себя». Зараза добрых дел должна разрастись. Я начал разговаривать со своими знакомыми по поводу пластика. Но всем настолько наплевать было на эту тему, что даже не понимали, что это какая-то проблема. И я для себя решил, что если есть такая возможность, я могу использовать те баннеры, которые рекламировали адвокатские услуги долгое время. Я решил использовать баннеры для оповещения людей.
Сначала задумка была такова, что я делаю баннер, который бы провоцировал людей идейно, чтобы глаза у них цеплялись за него. Потом бы я рассказывал про вред пластика, потом задал бы им вопрос «Что же делать с этим?». И на четвертой серии баннеров я бы повесил шаги, которые каждый из нас мог бы сделать.
— Что-то изменилось после того, как вы разместили баннеры?
— Да, меня стали больше спрашивать о пластике. Некоторые ребята, присутствовавшие на моем выступлении в TEDх, они живут в частных домах, сказали, что смогли полностью отказаться от пластика, и рассказывали, как они это сделали. Я их пригласил, и их фото тоже на моих баннерах.
Сначала люди спрашивали, на чем я зарабатываю, размещая эти баннеры. Потом начали задавать вопросы по сортировке. Спрашивали, как и где все перерабатывается. По крайней мере, люди начали интересоваться темой. А так как по работе я часто общаюсь с руководителями различных организаций, то это часто становится темой для переговоров. Они удивляются, почему вдруг пластик, если раньше на этом месте была реклама услуг Маркелов Groop.
Недавно мы подписали соглашение с компанией KFC в Саратове, что они на территории Саратовской области полностью откажутся от продажи пластиковых пакетов. И эту идею они адресуют российскому держателю франчайзинга, бренда KFC с той целью, чтобы компания отказалась от пакетов на территории всей России. Вот, по крайней мере, я уже вижу яркий пример того, как мои усилия какой-то эффект приносят. 100000 пакетов они продают ежемесячно. 100000 — это просто фантастический объём! Они сказали, что заменят часть бумажными пакетами, а часть оберткой специальной из вторсырья.
Многие говорят, что производство бумаги по факту наносит экологии при производстве больший вред, чем пластика. Но бумагу можно перерабатывать бесконечно. А пластик нет. Он только копится.
Моей дочке 7 лет. Она тоже есть на одном из баннеров, причем разместили специально возле школы, чтобы школьники ее спрашивали. Ей задают вопросы, в том числе и учителя. Она говорит, что этим мы с папой занимаемся. Поначалу серьезно не воспринимали. Но потом начали интересоваться: «А что вы делаете? Для чего?». Мне позвонили: «А может быть, вы у нас урок экологический проведете?». Конечно, я согласен.
На Западе не быстро к этому пришли. Я не верю, что и в России эта тема за 1-2 года дойдет до государственного уровня. Слишком много влиятельных лобби. Обижает то, что даже в той же Кении уголовная ответственность за производство и использование пластикового пакета. На этом же пути стоит порядка 90 стран в мире. Сейчас у меня в Таиланде знакомые, и оттуда мне звонят, говорят, что с 1 января запретили пластиковые пакеты. Поначалу немного неудобно, а потом через неделю уже все привыкли, со своими сумками приходили.
Мы находимся в обществе потребления. Это не очень правильно. Ты не планируешь жизнь на завтра, потому что знаешь, что завтра будет все абсолютно то же самое, что и сегодня. Но любой комфорт — это еще и ответственность. Надо подумать, что останется после тебя.
— Законопроект прислали обратно. Можно ли еще что-то сделать?
— Можно. Вернее, можно пытаться что-то еще сделать. Я, когда отправлял законопроект, говорил, что вы можете поставить любую подпись, мне не нужны регалии. Мне, как адвокату, важен результат. А властям, наверное, важен сам процесс. Я постараюсь сейчас вывести законопроект на федеральный уровень. И даже есть люди, готовые помочь.
Это не полное интервью. Часть его мы приберегли для новой статьи. Мы жалеем о том, что не можем передать эмоции, полученные от беседы с таким уникальным человеком. Но у вас еще будет возможность познакомиться с Вадимом Маркеловым, услышать и даже увидеть его. Следите за публикациями на нашем канале.
А закончить хочется словами, написанными на сайте Вадима Маркелова безбудущего.рф:
... при нашей с вами жизни мы не увидим результат наших «малых дел». Ведь в большей степени именно наши поколения ответственны за этот пластиковый мусор. Однако, главное мы с вами сделаем.
Мы перестанем поставлять пластиковый мусор в наш дом, в нашу Планету».