Найти в Дзене
ПсихоПоиск

Представители психологии управления

Для обеспечения жизнедеятельности организаций, предприятий и других групп людей, объединённых общей целью, руководители должны знать принципы управления коллективами. Науку, заключающую в себе эти знания, именуют психологией управления. Сейчас её азы изучают студенты в Вузах, пытаются самостоятельно постичь руководители «старой школы». Но мало кто задумывается о том, как сформировалось это направление психологии, и кто за этим стоит. В этой статье вы узнаете о людях, чьи исследования положили начало психологии управления. Фредерик Тейлор Описав индивидуальные черты трудового процесса на конкретных предприятиях, он пришел к выводу, что основной причиной низкой производительности труда работников является устаревшая система их стимулирования. В качестве решения этой проблемы Ф. Тейлор предложил руководителям внедрять в рабочие процессы систему материальных стимулов. Самым приоритетным стимулом была награда в разных ее вариантах: прогрессивная система оплаты труда, комфортн

Для обеспечения жизнедеятельности организаций, предприятий и других групп людей, объединённых общей целью, руководители должны знать принципы управления коллективами. Науку, заключающую в себе эти знания, именуют психологией управления. Сейчас её азы изучают студенты в Вузах, пытаются самостоятельно постичь руководители «старой школы». Но мало кто задумывается о том, как сформировалось это направление психологии, и кто за этим стоит. В этой статье вы узнаете о людях, чьи исследования положили начало психологии управления.

Фредерик Тейлор

Инженер,  доктор наук и профессор Фредерик Тейлор в 1911 году выпускает свои  исследовательские труды под названием «Принципы научного управления». В  этой книге Ф. Тейлор ставит в качестве главной задачи создание системы,  повышающей эффективность трудовой деятельности при помощи  интенсификации.
Инженер, доктор наук и профессор Фредерик Тейлор в 1911 году выпускает свои исследовательские труды под названием «Принципы научного управления». В этой книге Ф. Тейлор ставит в качестве главной задачи создание системы, повышающей эффективность трудовой деятельности при помощи интенсификации.

Описав индивидуальные черты трудового процесса на конкретных предприятиях, он пришел к выводу, что основной причиной низкой производительности труда работников является устаревшая система их стимулирования. В качестве решения этой проблемы Ф. Тейлор предложил руководителям внедрять в рабочие процессы систему материальных стимулов. Самым приоритетным стимулом была награда в разных ее вариантах: прогрессивная система оплаты труда, комфортные зоны, уступки рабочим со стороны руководителя.

Труды Фредерика Тейлора стали началом образования школы научной организации труда и формирования психологии управления как отдельной науки.

Супруги Лилиан и Фрэнк Гилбрет

Фрэнк  Гилбрет внёс значительный вклад в становление психологии управления.  Одной из целей его деятельности было распространение и ознакомление  общества с принципами научного менеджмента.
Фрэнк Гилбрет внёс значительный вклад в становление психологии управления. Одной из целей его деятельности было распространение и ознакомление общества с принципами научного менеджмента.

Вместе со своей супругой Л. Гилбрет, профессором менеджмента и доктором психологических наук, Ф. Гилбрет искал способы и возможности повышения производительности и рационализации труда рабочих без применения дополнительных физических усилий. Результаты их поисков принесли значительный вклад в исследование проблем анализа и оптимизации рабочих операций. При этом акцент в их разработках делался на экономии усилий путем исключения лишних движений, а не на увеличении скорости движений.

За время своей деятельности супруги Ф. и Л. Гилбрет написали большое количество имеющих практическое значение для психологии управления трудов.

Работы Л. и Ф. Гилбрет до сих пор используются в психологии управления и изучаются современными исследователями.

Анри Файоль

Анри Файоль изучал организации и предприятия для определения их общих закономерностей и характерных черт с целью создания подходящих любой организации принципов управления. Он утверждал, что именно внедрение на предприятие принципов научного управления приведёт его к успеху и процветанию.

Ученый рассматривал управление организациями как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций. Он разработал общую структуру организаций и правила управления работниками в них. Результатами его долгого исследовательского труда стали резюмированные и собранные в одну систему 14 принципов менеджмента, среди них:

  • Принцип разделения труда.
  • Принцип полномочий сотрудников.
  • Принцип дисциплины.
  • Принцип единоначалия.
  • Принцип единства направления.
  • Принцип подчинённости личных интересов общим интересам.
  • Принцип вознаграждения.
  • Принцип централизации и децентрализации.
  • Принцип вертикали полномочий.
  • Принцип порядка.
  • Принцип справедливости.
  • Принцип стабильности рабочего места персонала.
  • Принцип инициативы.
  • Принцип корпоративного духа.

Сегодня все эти принципы не потеряли своей актуальности и являются основой организации управления любого современного предприятия.

Элтон Мейо

Элтон  Мейо занимался изучением взаимоотношений между людьми в рамках  трудового коллектива. Эксперименты Элтона Мейо, проводимые в Хоторне на  «Вестерн-электрик», имели большую популярность в научных кругах. Суть  эксперимента заключалась в том, что с целью получения данных о  конкретных факторах, влияющих на производительность труда, рабочим из  экспериментальной группы предоставлялись дополнительные возможности,  изменялись условия их труда. В основном перечисленные средства влияли на  социальный статус работников и отношения в коллективе.
Элтон Мейо занимался изучением взаимоотношений между людьми в рамках трудового коллектива. Эксперименты Элтона Мейо, проводимые в Хоторне на «Вестерн-электрик», имели большую популярность в научных кругах. Суть эксперимента заключалась в том, что с целью получения данных о конкретных факторах, влияющих на производительность труда, рабочим из экспериментальной группы предоставлялись дополнительные возможности, изменялись условия их труда. В основном перечисленные средства влияли на социальный статус работников и отношения в коллективе.

После окончания экспериментов Э. Мейо опубликовал научный труд «Человеческие проблемы индустриальной цивилизации», в которых описал результаты проведённого им исследования и полученные выводы. Результаты исследований Э. Мейо послужили основанием для обоснования концепции повышения производительности труда благодаря изменению нематериальных условий.

Все вышеуказанные исследователи и специалисты заложили прочный фундамент для становления и развития основ психологии управления. Результаты их исследований активно изучаются и применяются людьми сегодня, что доказывает их эффективность и надёжность. Поэтому прежде чем изучать современные работы на тему психологии управления, обратите пристальное внимание на труды основоположников этого направления.

Список использованных источников:

  • 1. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. – СПб.: Питер, 2000. – 443 с.
  • 2. Грейсон Дж. К., О'Делл К.Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991. – 319 с.
  • 3. Кабаченко Т.С.Психология управления: учеб. пособие. – М.: Пед.об-во России, 2000. – 384 с.

Автор: Руденок Карина, писатель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Источник: https://psychosearch.ru/napravleniya/psikhologiya-upravleniya/742-representatives-of-management-psychology