Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня хочу рассказать вам об АТ-Л–легком артиллерийском тягаче. Давайте узнаем, что же скрывается за этой аббревиатурой!
Впервые АТ–Л или артиллерийский тягач лёгкий выпустили на Харьковском тракторном заводе в 1955 году. Чего только ХТЗ не выпускал!
Начали разрабатывать артиллерийские тягачи сразу же после окончания Великой отечественной войны, в 1948 году. Цель создания тягача понятна из названия: таскать и артиллерийские орудия, и самих артиллеристов возить.
Тягач состоит из трёх частей, разделение, конечно, весьма условное: капот, отсек экипажа и грузовая платформа. На ней можно разместить около 8 человек с грузом или две тонны любого груза.
Корпус тягача сварной, рамы у него нет. Корпус по внешнему виду чем-то напоминает лодку, а внутреннее оборудование надёжно укрыто от грязи и воды.
Кабина в тягаче сделана по образу ЗиС-150, только чуть расширена за счёт окошка в середине. Кабина изнутри напоминает грузовик, только у АТ-Л есть рычаги.
Ещё в кабине 8-ми позиционный топливный кран. А всё потому, что у АТ-Л 4 топливных бака общим объемом 500 литров! Есть в кабине и командирский люк, куда же без него в военной технике!
Под капотом у АТ-Л находится двухтактный четырехцилиндровый дизельный двигатель объемом 4564 см.куб. Мощность двигателя–110 лошадиных сил, 2000 оборотов в минуту. Спереди стоит пятиступенчатая коробка, есть система подогрева жидкости и масла, а также факельное зажигание. АТ-Л можно завести в практически любой мороз.
Ходовая часть у АТ-Л торсионная, без поддерживающих роликов и очень похожа на танковую. Есть у тягача и механизм самовытаскивания. Он прикручивался к гусенице, между частями механизма вставлялось бревно и можно ехать!
Под полом кузова есть место для хранения лебедки и различных инструментов. Под полом кузова также спрятан механизм вытягивания гусениц.
5-ти метровый тягач несмотря на небольшую для подобной техники массу, может очень уверенно идти по бездорожью с прицепом со скоростью 25-30 км/ч, а без прицепа–все 40 км/ч. И этого хватает, чтобы АТ-Л выполнял свою основную функцию.
Советской Армии они полюбились за свою скорость и маневренность, но с ходом времени их вытеснили более современные модели. И напоследок хочу сказать, что сейчас таких тягачей найдется немного, а уж в рабочем состоянии и того меньше, так что эта машина–раритет.