Фильм "Наливалися знамёна": Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Вторая часть
Во второй части очерка начинают проявляться результаты поездок, описанных в первой части: от Славгорода Петр Парфенов выдвигается в Земство Алтайской губернии. Ему поручается образование.
Позже мы увидим и другие связи нашего героя со Славгородом.
Молодой выдвиженец по линии образования начинает свою деятельность с того, что и надлежит делать настоящему управленцу ЛЮБЫХ уровней: Парфенов ЛИЧНО посещает уезды, с которыми предстоит работать. Описание поездок проникнуто дотошной, с легким юмором, атмосферой.
Кстати, эти поездки земское начальство совсем скоро поставит в укор Парфенову! Дескать, работу «в офисе» бросил и мотается по губернии.
Но объехать все уезды не удается. Опять вмешивается Славгород, который телеграфирует (чувствуете, пахнуло интернетом?) Парфенову полномочия на II Всероссийский съезд Советов с наказом: добиваться передачи власти Советам.
Забегая вперед, отметим, что после съезда Петру Парфенову опять выпадет губернское образование, только уже в новой власти.
А также напомним, что именно II съезд примет Декрет о Земле...
08.11.2017 на сайте алтайского отделения КПРФ вышла интересная заметка Евгения Платунова о земляках-алтайцах, принимавших участие во II Всероссийском съезде Советов.
Их было четверо. Матвей Цаплин, с которым Петр Парфенов встретился в Москве (об этом будет ниже), Николай Ерушев и Яков Елькович.
О Парфенове в заметке, вместе с краткой биографией, говорится, что он был меньшевик-интернационалист (действительно, в списках депутатов именно так!) и о том, что он «самовольно выехал в Петроград для участия в съезде».
Сам Парфенов называет себя в очерке «Предоктябрьские дни...» социал-демократом. Хотя реальные его поступки, особенно на Гатчинском фронте (которые рассмотрим позже) значительно «левее».
О «самовольном выезде» взято из биографической справки о Парфенове в сборнике «Письма во власть в эпоху революции и гражданской войны (Новосибирск, 2014)». Хотя в этом сборнике есть официальное заявление Парфенова совершенно противоположное «самовольному выезду».
Удручает, что товарищ Парфенов, боровшийся за победу большевиков на Алтае и Дальнем Востоке, написавший ИСТОРИЧЕСКИЙ труд о Гражданской войне, опубликованный самим ИСТПАРТом (!), известен нам до сих пор лишь «как автор слов партизанской песни».
Третья часть
Третья часть очерка - поездка на поезде в Петроград на II Всероссийский съезд Советов.
В этой части главными являются слова «на поезде». Путешествие в Петроград, значимостью конечно меньше, чем «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Но в этих нескольких днях стучащих колес Парфенов блистательно воспроизводит неистовый народный колорит эпохи. Чего стоит только создание поездного ИСПОЛКОМА для решения возникающих ж/д проблем!
По одной этой поездке можно создать полноценный, пусть короткометражный фильм, который мог бы дать великолепный слепок эпохи.
Главным раздергаем были ПАРОВОЗЫ. Паровозов было мало, претендентов много. Нужно было аргументировано, быстро и желательно С ОРУЖИЕМ доказать, что паровоз В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ нужен мне. Или нам.
«... после Тюмени ... явилась мысль избрать поездной исполком и возложить на него разрешение задачи дальнейшего продвижения. Решено - сделано. ... мы обзавелись собственной властью. По одному представителю от вагона; избранные открытым голосованием составляли поездной исполнительный комитет. А пять человек, выделенных уже исполкомом, составляли его деловой президиум. Пленум исполкома постановил: обложить взрослое население поезда одним рублем, на организационные и «смазочные» (да, был и такой фонд!) нужды ... К вечеру у нашей власти уже имелось несколько тысяч рублей, что ... составляло не малую сумму... Исполком произвел мобилизацию пассажиров, имевших огнестрельное или холодное оружие. Таких лиц оказалось больше 50; из них составилась поездная команда, согласившаяся на ночь выставлять дежурные караулы.
Теперь все это кажется смешным и невероятным, но тогда было не до шуток. Все пассажиры вольно вздохнули, когда узнали, что у них имеется «свой исполком». Его авторитет, чем дальше шел поезд, тем больше увеличивался ... От Перми членов президиума начали осаждать разные барыни и просто пассажиры с просьбами расписаться на клочке бумажки, дать адрес и т. д. «Именитое купечество» поезда под конец настолько осмелело, что начало вступать в торговые сделки с встречными эшалонами, скупая у солдат за бесценок браунинги, наганы и трехлинейки.
Очерк «Предоктябрьские дни...» заканчивается прибытием поезда на вокзал Петербурга:
«В два часа ночи на 26 октября поезд подошел к дебаркадеру петроградского вокзала. Стало сразу же известно, что в Петрограде - переворот, что власть уже принадлежит здесь военно-революционному комитету. По перрону дефилировали патрули «Викжеля», соблюдавшие нейтралитет».
Мы тоже здесь ненадолго остановимся и подумаем.
Наш паровоз стоит на перроне. Но паровоз истории, через мгновение, повезет нашего героя дальше - к бурлящему Смольному и на малоизвестный Гатчинский фронт.
Молодой жизнелюб Парфенов несется к новой жизни, к выбранной стезе – народному образованию. К будущей семье и детям. Всё складывается к тому: опыт, амбиции и мирный переход власти к Советам. Но жизнь человеческая, увы случайна и подвержена неожиданностям.
В отличии от коллектива и особенно общества, которые детерминированы и развиваются по законам истории. Вековое игнорирование этих законов подготовило кровавую и страшную классовую мину замедленного действия, которая взорвется через полгода.
Наш паровоз летит в будущее, где Пафенов станет участником событий немыслимого ГЕОГРАФИЧЕСКОГО масштаба. От Москвы до Дальнего Востока. Где Парфенова ждут деяния невероятного СОЦИАЛЬНОГО масштаба. II съезд Советов с Лениным, XIV съезд ВКПб, «индустриальный», со Сталиным, и первая пятилетка в должности Председателя Госплана РФ. Парфенову выпадут знакомства с редчайшей для человеческой судьбы ОХВАТОМ исторических личностей.
Другого уникума, кому бы так «повезло» с паровозом, вы найдете вряд ли.
Этому паровозу через 40 лет Королев и Мишин заменят двигатель и тягу, он оторвется от рельсов и станет ракетой Гагарина, открывшей человечеству истинный, вселенский путь.
А пока в этом поезде мчится в будущее литературно-пролетарский Максим Горький, рядом строчит очерк всеядный Петр Парфенов и грохочет рифмой алтайский самоцвет Иван Тачалов:
«Греми, мой молот беспощадный,
Как в небе первый вешний гром,
Упорство ржавчины всеядной
Каскадом искр гони кругом!
Звени кольцо, с кольцом сплетаясь,
Расти крепчайшее звено,
Концами в вечности теряясь,
Где вс загадками полно.
...Тогда схвачу за эти звенья
И землю грязную встряхну,
И ось былого уклоненья
Прямее к солнцу поверну...»
Фильм "Наливалися знамёна": Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4