Найти тему
My cup of art

Заметки о выставке Лучо Фонтаны

В МАММ до 23 февраля, то есть ещё один день, можно успеть на одну из самых блестящих выставок сезона — ретроспективную выставку итальянского художника Лучо Фонтаны. Выставка эта поистине уникальна для России — показаны более 60 работ. До этого персональная выставка Фонтаны проходила лишь в 2006 году в Русском музее — было собрано 38 работ художника. Сейчас же их почти в два раза больше. Выставку стоит посмотреть не только из-за впечатляющего числа произведений, но и потому, что в ее рамках собраны как известные холсты автора, так и его скульптуры. Представлены работы от 30-х до 60-х годов. Таким образом, можно просмотреть воплощение идей Фонтаны на протяжение его творческого пути и в разных пространственных решениях, иными словами, во времени и пространстве. Последнее понятие стало важнейшим в творчестве Фонтаны — им владела идея о передаче и открытии пространства через искусство.

Если говорить о пути этого художника, то он почти с самого начала творчества наследовал футуристическое желание передать через искусство изменившийся современный мир. Как и почти все скульпторы, Фонтана начал с фигуративной скульптуры, и начало его развития как художника попало на время торжества фашисткой эстетики, требующий неоклассического подхода с часто героическими и пафосными мотивами. Фонтана сумел работать в это время с необходимым мейнстримом, но исполнение скульптур его было слегка пародийно, думается, заведомо. Он начал использовать цвет и позолоту, что входило в диссонанс с неоклассическим искусством. Можно сказать, он делает современный ему китч, подражая низким формам творчества, нарочито вызывая ассоциации с безделушками.

В 1930-е он делает одну из первых выставок абстрактной скульптуры. Фашистский режим того времени был лояльней к экспериментам в искусстве, чем другие режимы диктаторского типа того времени, но абстрактная скульптура могла занимать только маргинальное место. Поэтому Фонтану по праву можно назвать смелым новатором своего времени. Далее он исследует скульптуру как аморфность, как невозможность удержать форму. Поэтому в его творчестве появляются произведения, которые являются промежуточным результатом между скульптурой и живописью. К примеру, появляются скульптуры, не выделенные из фона, лишь обозначенные, еще не покинувшие плоскость. Фонтана начинает делать работы из керамики, которые демонстрируют невозможность удержать форму, их пределы будто распирает реальное пространство. При этом, характерной чертой его работ является нарочитая декоративность, инфантильная, как бы китчевая.

-2

Фонтана проявляет себя и как теоретик-мыслитель – он основывает направление спациализма (movimento spaziale, от итал. spazio — пространство), участвует в написание его манифестов. Спациализм – движение, рассматривающее живопись и скульптуру как один вид искусства, объединяющий пространство, время и движение, во многом оно призвано укрепить связь искусства, науки и технологий. Фонтана размышляет о достижениях цивилизации и о том, что изменение мира глобально, что человек не может остаться прежним, он меняется, а соответственно, должно меняться и искусство, выбирать новые подобающие современные формы выражения.

В 1949 году появляется первая картина Фонтаны с самым главным разрушительным нигилистическим жестом – картина состоящая из отверстий. Но разрушительный это жест именно по отношению к принятому и распространённому искусству, прежде всего, к неоклассицизму, да и в целом, к концепции проявления реальности в строгих рамках живописи или канонов создания скульптуры. В целом же это скорее созидательная попытка за разрушением холста достигнуть желанного пространства. С этого момента его произведения называются пространственными концептами – холст продырявливается. От скульптуры он возвращается к живописи, но форма картины нужна только за тем, чтобы за ее поверхностью выразить космос, в который нужно найти путь современному искусству. Но выход в другое измерение почти лишен серьезности – это аттракцион. Забавность и некоторое ребячество – это то, что делает его неспособным к авторитарному утопическому искусству. Со временем Фонтана приходит к своему самому знаменитому приему – он разрезает холст, и разрез этот во многом становится элементом декора.

-3
-4

Фонтана украшает продырявленные холсты, создает вокруг разрезов живопись, вокруг отверстия появляется объем скульптуры, примеры этого, кстати, можно наблюдать на выставке.

-5

Его работы становятся бесконечной игрой комбинаций отверстий. Фонтана как бы дурачится, создавая китчевые произведения с названиями открыток или дешевых картин для туристов, к примеру «venice moon».

В очередной раз поражает, на сколько же идея игры становится одним из главных лейтмотивов того времени – прямо воплощение homo ludens по Хейзинге. Фонтана пытается все больше выразить мысль о том, что пространство возможно только как иллюзия, но зато с ней можно играть. Космос окончательно теряет свое значение. Окончательно превращается в иллюзию, театральное пространство. В 1965 году он создает серию театриков (teatrino). Таким образом, он во многом противостоит модернизму, авангардизму, которые, как правило, стремятся разрушать иллюзию, чтобы показать правду.

-6

Указанные мысли легко прослеживаются, иллюстрируются в экспозиции выставки в МАММ, о которой просто невозможно не написать, и которая надолго запомнится любителям культурной жизни столицы. В общем говоря, выставка, на которую трипофобам (боящимся отверстий) лучше не являться, зато фрейдистам найдется чем заняться, просто обязательна к посещению для любого человека, интересующегося искусством.