Во второй (из трех) день фестиваля «Протеатр. Международные встречи» замысел его организаторов проявился во всей своей мощи. Если спектакль первого дня мне хотелось, что называется, разобрать по косточкам (что я и сделала), то вчера желание было одно – смотреть. Ведь, по меткому замечанию декана театрального факультета Государственной специализированной академии искусств Игоря Вострова, зрители увидели «три восхитительных пластических презентации», поставленных и сыгранных творческими группами из Испании и Нидерландов.
Средствами современного танца рассказали о себе три очень разных, и очень талантливых человека. Парень с особенностями развития Эллиот из Испании, выросший в деревне, вышел на сцену в маске лошади и с барабаном в руках.
Думаю, не я одна весь вечер ломала голову: почему? Оказалось, просто он с раннего детства «очень любит этих больших и добрых животных» и, видимо, когда-то мечтал быт таким же.
Постепенно он осознает свою человеческую природу – и поднимается до высот одухотворенного движения, танцуя под «Болеро» Равеля.
Поставить спектакль Эллиоту Баэце помог давний друг «Протеатра» хореограф Антонио Килес.
Два других героя вечера, Шайлеш Бахоран и Редуан Айн Читт – учитель и ученик. Оба – страстные поклонники брейк-данса.
Шайлеш представил москвичам свой 15-минутный перформас «Наследие», в котором он размышлял о свих корнях – корнях индийца, родившегося в Суринаме (Южная Америка) и выросшего в Нидерландах. В 15 лет подросток, бунтующий против семейных традиций, увлекается брейк-дансом и достигает в нем профессиональных высот. Но чем дальше, тем чаще друзья подмечают в его движениях явные черты Востока…
В 15 лет пришел в брейк и Редуан Айн Читт. У него с рождения деформированы обе руки и правая нога, так что ходит он на протезе. Однажды Бахоран увидел танец молодого коллеги – и вместе они сделали получасовой спектакль REDO о силе, сопротивлении и неиссякаемой вере в победу. На русский язык redo переводится еще и как стандартная компьютерная команда «повторить», и это наводит на мысль: «Сколько же тысяч раз этот парень повторял каждое движение, чтобы достичь такого результата?»
Решительный и брутальный на сцене, во время обсуждения Редуан оказался милым, улыбчивым и очень молодым. Возможно, именно ему предстоит утвердить инклюзивный танец как полноправную часть мировой культуры.
А фестиваль «Протеатр. Международные встречи» преодолел экватор. Сегодня – заключительный, третий день.