Найти тему
Томская неделя

Отчим

Чем больше разводов, тем сложнее и запутаннее внутрисемейные отношения

Невольными участниками семейных неурядиц, как правило, становятся дети от первого брака. Но такова реальность, и с этим приходится считаться, поскольку в первую очередь от недопонимания и семейных разборок страдают дети.
Сколько приходилось слышать о мачехах или отчимах, которые пытались «перевоспитывать», критиковать чужого им ребенка, а то и попросту выживали его из дома. Сколько детских комплексов развилось из-за того, что маме или папе хотелось «создать нормальную семью» без всякой оглядки на свое дитя. Но случаются и такие истории, когда мачеха или отчим становятся настоящими друзьями для приемных детей. О мачехах, которых дети в конце концов назвали мамой, уже сказано немало. А мне запомнился случай, который рассказала одна чиновница из опеки и попечительства.

«И не сват, и не брат, а родной человек»

— У меня в студенчестве была подруга (мы и сейчас дружим, просто редко встречаемся). Жили мы с Иркой в одной комнате в общежитии. И вот как-то сидим вечером на своих кроватях, у обеих ноутбуки (тогда первые уже появились), и готовимся к зимней сессии. Но какая уж тут подготовка, когда все мысли о еде. А после новогодних праздников дома ни денег, ни продуктов — шаром покати.

Вдруг звонит иришкина мама: «К тебе Сережа поехал, повез гостинцы, продукты, жди, доченька». Часа через два стук в дверь. Открываю — стоит рослый молодой мужик, держит на плече мешок с картошкой.

Иришка соскочила с постели:

— Сережа! Как мама? Как Гришенька? Садись, отдохни с дороги!

— Погоди, Ириска, там внизу еще сумка с банками, сейчас принесу…

— Кто это? — спрашиваю подругу, когда парень вышел.

— Это Сергей, мой отчим… Он моложе мамы, но это незаметно, мама у меня красавица!

— Разве такие отчимы бывают?

— Других таких, как наш Сережа, точно не бывает! — Гордо ответила Ирка и рассказала историю маминого замужества.

Сама Ирина — дитя от первого брака. Мама с отцом поженились рано, вопреки воле его матери. Потом отец отправился в армию, там встретил другую, написал маме письмо, мол, так и так — не вернусь, не жди, дом оставь себе. Дом, собственно, был отцовский, хороший крепкий пятистенок. А баба Галя, его мать, жила отдельно. Когда молодые поженились, она им оставила дом, сама переселилась к одинокой сестре — та вскоре умерла, и баба Галя осталась там хозяйкой.

Баба Галя внучку очень любила, баловала, одевала-обувала в разные обновы, к каждому празднику припасала гостинцы, куклы дарила. Но при этом она все вздыхала: «Мама у тебя молодая, красивая, она еще найдет себе мужа, а ты со мной будешь расти». Иришка чувствовала, что, несмотря на вздохи, бабушка высказывает свою заветную мечту. Годам к семи она уже представляла себе, что придет в дом чужой дядька и начнет, по словам бабы Гали, командовать. Она даже опасалась, что этот дядька будет толстым и лысым, с пальцами-сосисками, как мамин начальник на работе.

Мама работала в лаборатории на маслозаводе. Уже с ребенком на руках она заочно закончила в Новосибирске какой-то институт по пищевой промышленности, и все разговоры дома были про разные вирусы, бактерии и прочие гадости. И это бесконечное: «Доча, ты руки мыла?». А начальник, когда изредка мама брала Ирочку с собой, всегда находил для нее шоколадку, конфетку, но девочка чувствовала, что маме это не нравится.

Ирине было уже девять лет, когда мама, усадив ее за стол, робко спросила: согласится ли дочка, если дядя Сережа, который привозил им на своем грузовике то дрова, то навоз, будет жить с ними? Девочка, хоть и думала иногда о возможном отчиме, но тут растерялась.

Это и голышом по дому не побегать? И утром в кровать к маме не прыгнуть? И вообще — «вести себя прилично»? В девять лет девочки уже довольно просвещены в некоторых вопросах. Мама сказала, что все зависит от иришкиного слова. Если дядя Сережа ей не понравится, он тут же уйдет.

Сергей пришел, когда она пыхтела над математикой, которую ненавидела, помог ей решить домашнее задание и сразу превратился просто в Сережу. А когда он ей рассказал, что учился у той же математички, что мучила теперь Иришку, она поняла, что он всегда будет на ее стороне.

Баба Галя, зазвав как-то Иру после школы, все выпытывала ее, не обижает ли отчим, не заставляет ли много делать по дому?

— Баба Галя, ты сериалы меньше смотри! — наставительно ответила внучка. —Сережа добрый и нам с мамой помогает. И за скотиной он смотрит, и уроки мне помогает делать, так что все окей!

— Что ж ты так защищаешь его? И не сват, и не брат…

— Зато добрый!

-2

Когда мужчины плачут

Четыре года прожили мама с Сережей, прежде чем мама надумала снова родить. Только однажды, когда мама была уже в декрете и, сидя дома, прислушивалась к чему-то внутри себя, Ирочка подошла, обняла ее и спросила: «Когда ребенок родится, ты будешь меня любить?». Мама рассмеялась: «Я всегда буду тебя любить, а кроме того, я люблю тебя на четырнадцать лет больше, чем этого малыша!».

К тому времени, продав одну из коров, они уже купили машину, и когда пришло время рожать, Сергей сам повез ее в город (были опасения, что в райцентре не смогут помочь). Ирочка, конечно, поехала тоже. Вместе с Сергеем они долго ждали в приемном покое. Сергей сгонял куда-то недалеко и принес им с Иришкой по бутерброду. Потом пришла медсестра и сказала, что роды стремительные, и женщину уже повезли в родильный зал. А где-то еще через полтора часа им сообщили, что родился мальчик, которого мама уже до рождения называла Гришенькой.

Через неделю маму не выписали. У нее поднялась температура, и обнаружился мастит. Сергей, вернувшись из города почти ночью, сообщил об этом Ирине. Она, оставаясь за хозяйку, приготовила поесть, но Сережа к еде не притронулся, ушел на крыльцо курить. Обиженная Иринка хотела уже пойти на свою половину спать и вдруг услышала странные звуки — будто собачонка поскуливала. Она вышла на крыльцо, а там сидит Сережа, и уткнувшись в сжатые на коленях руки, плачет. Тут ей стало по-настоящему страшно. Здоровый крепкий мужик плачет, как ребенок.

— Сереж, ты чего?

— Я очень люблю твою маму, — прошептал он, — я не смогу без нее жить…

Так они и сидели молча, переживая общую беду, а потом Ира, как взрослая, все-таки уговорила Сережу поесть.

Отчим — друг на всю жизнь

Много они все вместе пережили, пока Гриша был совсем маленький. И ночами не спали, передавая крикуна из рук в руки, когда у одного уже ноги подкашивались и руки не держали. И все вместе ходили выбирать братику то коляску, то новый комбинезончик, то погремушки.

Но среди этой домашней суеты ни разу Сергей не забыл про иришкин день рождения, и однажды принес ей в подарок давнюю ее мечту — новенький ноутбук. Оказывается, расспросил ее школьную подружку — сам-то он хоть и специалист по технике, но больше мастер по ремонту машин. С этим ноутбуком Ира не расставались и в студенчестве. Поступала она на платное — на бюджетное одного балла не хватило. Но потом сдала сессию на пятерки, и как только появилась вакансия, перевелась на бесплатное.

Откуда берется разборчивость

Заканчивая свой рассказ о подруге, чиновница заметила:

— Вот тот отчим стал для меня примером, эталоном, как надо относиться к чужому ребенку, когда приходишь в семью. Это мне и в работе помогает, когда приходится разбираться с детьми, убегающими из дома. Кстати, Иришка долго замуж не выходила, для нее Сергей был примером мужчины, который заботился о семье от всей души, не жалея ни денег, ни сил. Наконец, она нашла похожего. Конечно, по ее строгим меркам до Сережи он не «дотягивает», но заботливый и по дому помогает. А главное — умеет любить.

Юлия Струкова