Знаете. Ещё каких-то лет десять назад, к таким вещам, как переименование улицы или объекта культурного, исторического наследия, я относился совершенно поверхностно и безразлично. Мне, в силу молодой, ленивой, постоянно забитой различными бытовыми водорослями головой, казалось это неважным, не значительным. Мне не приходило в голову, что в названиях улиц скрыт сакральный смысл, историческая, человеческая память, а это и есть часть нашего национального кода. Во завернул! 😊
К примеру сегодня, на карте города, вы не найдёте улицы с названием Кабинетская. Странное название, не правда ли? А, всё дело в том, что ту часть города, по которой проходила улица Кабинетская, в первой половине XVIII века, занимала дворцовая слобода, в которой жили, в частности, ведающие имуществом царского двора служащие Кабинета его Императорского Величества. Это определило название улицы — Кабинетская, просуществовавшее с 1822 по 1921 год. С приходом к власти большевиков, улицу переименовали в «улицу Правды». Это связали с тем, что 22 апреля 1912 года в находящейся (внимание!) по соседству Ивановской (нынешней Социалистической) улице была типография, в которой был отпечатан первый номер газеты «Правда»! Улица так и осталась Правдой.
Сегодня это относительно тихая, с односторонним движением улица в центре города, соединяющая Звенигородскую и Разъезжую. Чётная сторона её вымощена искусственным кирпичом и превращена в парковку с пешеходной зоной, а автотранспорт, в один ряд, грустно ползёт у левого тротуара в сторону метро Владимирская.
Хотя улице Правды частично удалось сохранить историческую застройку, ее облик сильно изменился после революции. Многие дома поменяли свое назначение. Достаточно сказать, что раньше тут располагалось сразу три церкви (домовых), теперь же не осталось ни одной. К числу этих храмов относилась церковь Святого Александра Невского, располагавшаяся в Синодальном доме, ныне занятом Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения (СПбГУКиТ). Об этом здании — одном из интереснейших памятников неорусского стиля — и недавно воссозданной мозаике на его фасаде и пойдет речь.
В конце XIX века в Российской империи было весьма распространено возведение храмов в память об императоре Александре III, скончавшемся в 1894 году. Столичный Петербург тоже получил свой официальный заказ. Всё началось в 1895 году, когда обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев озвучил идею увековечить память почившего государя строительством образцовой церковно-приходской школы со своим храмом.
Идея была одобрена на заседании Святейшего Синода. В память об императоре решено было соорудить храм во имя Александра Невского с образцовой церковно-приходской школой для мальчиков и девочек и учредить капитал (тоже имени покойного государя), проценты с которого предназначались для пособий учащимся церковно-приходских школ и школ грамоты.
Для нового комплекса был выбран участок между 1-ой Петербургской гимназией и Синодальной типографией на нынешней улице Правды. Строительство комплекса велось с 1898 по 1901 год. Храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского был освящен 17 января 1901 года, а 1 сентября того же года открыли школу. Училищный Совет при Святейшем Синоде, или Синодальный дом (Синодальное подворье), был построен по проекту архитектора А. Н. Померанцева в неорусском стиле. Фасады были украшены майоликовыми орнаментами и мозаичными вставками.
Церковь Святого Благоверного князя Александра Невского имела отдельный вход и занимала восточную часть здания, выходившую в сквер. Фасад церкви, выходящий на Кабинетскую улицу, был украшен огромной мозаичной иконой. Очертания церкви и сегодня явственно проглядывают в облике здания (хотя оно лишилось куполов и шатровой колокольни), а как оно выглядело во всей красе, до революции, можно увидеть на фотографиях Карла Буллы и старых открытках.
Пятиглавый храм в неорусском стиле был не случайно освящен в честь святого Александра Невского: то был небесный покровитель императора Александра III (а, как мы помним, весь комплекс был посвящен его памяти). Вместе с тем Александр Невский еще с основания Петербурга считался покровителем города на Неве и всей империи! Внутри храм был сплошь расписан в московском стиле по эскизам А. В. Серебрякова, золоченый двухъярусный иконостас вырезали в Черниговской губернии, а иконы выполнили в Москве в мастерской Н. М. Сафонова.
Главной декоративной деталью южного фасада церкви стали мозаичные панно и особенно — монументальная мозаика «Христос, благословляющий детей» («Иисус, благословляющий отроков») Мозаичные полотна для фасада Училищного Совета при Синоде, в том числе центральная мозаичная икона высотой в два этажа, были созданы в мастерской Фролова по рисункам академика живописи А. Н. Новоскольцева. Центральная композиция размером 6,6 на 8,4 метра изображала Христа, благословляющего детей (причем, по некоторым сведениям, на переднем плане якобы были запечатлены дети Александра III).
Наверху располагались четыре небольшие иконы с изображением небесных покровителей членов императорской семьи. В некоторых источниках еще указано, что грандиозную мозаику украшала надпись «В память царствования Императора Александра III» и императорский вензель.
С приходом к власти большевиков, в 1918 году здание занял только что созданный Высший институт фотографии и фототехники, который сегодня называется Институтом кино и телевидения и по-прежнему располагается по данному адресу.
В 1947-1948 бывший храм был искалечен при внутренней переделке. Что касается мозаики на фасаде, то ее неоднократно покрывали толстым слоем краски и штукатурили, но образ Христа регулярно проступал снова. В народе это воспринимали как знак: мол, сам Господь противится такому варварству. В итоге пришлось заделать неугодное панно металлическими листами (есть сведения, что это было сделано в 1954 году).
Другие идеологически чуждые элементы декора в советское время тоже были уничтожены. Так, с майоликовых сандриков были сбиты позолоченные двуглавые орлы. Также была ликвидирована бронзовая мемориальная доска, сообщающая о том, что храм построен в память Александра III. фотографии видно место, на котором она находилась.
Интересно, что мозаику долгие годы считали безвозвратно утраченной, однако во время обследования здания в начале XXI века церковный реставратор и альпинист Александр Паровардья разглядел на фасаде едва заметные очертания ликов. И вот в 2014 году металлические листы, закрывавшие главное мозаичное полотно, были демонтированы, а мозаика была кропотливо восстановлена. Эту работу взяла на себя мастерская мозаики «ТАВР». В мае 2015 года мозаичную икону на фасаде СПбГУКиТ торжественно открыли и освятили. Реставрацию объекта культурного наследия федерального значения «Училищный совет при Синоде с церковью благоверного князя Александра Невского и школой», провела по госконтракту компания «БалтСтрой». Это было в 2014 году.
Вот такая судьба сложилась у Храма, который как Храм существовал чуть более пятнадцати лет, и более века являлся и является альма-матер будущих "киношников" и "телевизионщиков". Не самая худшая судьба для Храма.