В прокат выходит очередной российский фильм ужасов, основанный на отечественном фольклоре. "Яга. Кошмар тёмного леса" — новая работа Святослава Подгаевского, достаточно известного в узких кругах человека. Именно под его началом было выпущено 4 достаточно ярких российских фильма ужасов. Но так ли они хороши? И что происходило с нашим хоррором до того, как в кино пришёл Святослав? Сегодня я расскажу вам про зарождение российского хоррора и его тёмные времена. Чтобы не делать статью гигантской, о фильмах Подгаевского и "Яге" поговорим в следующий раз, как раз успею оценить новинку. Что ж, приступим!
Я его слепила из того, что было...
Советский кинематограф сделал себе имя артхаусом, отличными фарсовыми комедиями, мелодрамами и шикарными военными эпопеями. Хорроры в СССР в чести не были. Чтобы вы понимали, с момента окончания Великой Отечественной войны и до середины 80-х на советские экраны вышел всего ОДИН полноценный фильм ужасов. Это был, конечно же, тот самый "Вий" 1967-го года. Картина получилась действительно интересной и качественной. Она имел довольно неплохие по меркам тех лет визуальные эффекты, отличный актёрский состав и хороший сюжет, являющийся очень точной адаптацией одноимённого произведения Николая Васильевича Гоголя. Фильм стал культовым, однако это было немножко не то, что стало нужно зрителю спустя пару десятилетий...
Вторая половина 80-х ознаменовалась "перестройкой" и серьёзными переменами в жизни советского человека. "Железный занавес" начал ржаветь, а кинематографисты получили гораздо большую свободу. Именно тогда начали появляться первые попытки снять свой собственный фильм ужасов. С 1985-го по 1991-й годы вышли такие ленты, как "День гнева", "Господин оформитель", "Заклятие долины змей", "Псы", "Семья вурдалаков", "Ятринская ведьма" и "Пьющие кровь". Все эти картины имели много общих черт, например, низкое качество съёмки и попытки превратить в хоррор стандартный для советского кино сюжет. Иными словами, создатели разрабатывали привычную для зрителя тех лет фантастику или детектив и пытались добавить в неё элементы фильма ужасов. Получалось не очень. Однако перед нами были действительно интересные и достаточно проработанные сюжеты, часть из которых основывалась на книгах или рассказах. Авторам не хватало опыта и финансирования, чтобы снять более простое и непосредственно развлекательное кино, чем получалось в итоге.
Из вышеперечисленного могу выделить фильм "Псы" 1989-го года. Лента рассказывает о группе охотников, посланных в заброшенный город для отстрела волков, на деле оказавшихся одичавшими собаками. Картина, прежде всего, шокирует невероятным для советского кино уровнем жестокости: здесь и кровь брызжет, и разодранные трупы во всей красе. Но больше всего дискомфорта доставляют смерти собак. Не припомню ни одного фильма, где четвероногих убивали бы так массово. Учитывая, что многие зрители плачут, когда в кадре умирает хотя бы одна собачка, рекомендовать "Псов" всем не стану. Особенно девушкам, истошные визги четвероногих даже меня напугали. Фильм, как и многие его "коллеги по жанру", получился слегка странноватым и сюрреалистичным, что очень сильно контрастирует с его первоначальным настроем на реализм. В "Псов" заложено немало философских мыслей и посылов, авторы рассуждают над проблемами добра и зла, предательства, сумасшествия. Такая смесь хоррора и драмы делает фильм совсем не зрительским, поэтому смотреть его стоит исключительно любителям жанра. Подробно рассказал я о нём, потому как "Псы" шокировали меня своей натуралистичностью. Фильм действительно жутковатый, собачек ведь всегда жалко...
Отдельного внимания заслуживает и лента "Люми" 1991-го года. Это, конечно, не хоррор, а несколько странноватое переосмысление сказки про Красную Шапочку. Только здесь у нас не волк, а двух-(а то и трёх-)метровый оборотень, на которого по лесам Прибалтики охотится советский гражданин с АКМС в руках и "Кольтом" М1911 в кармане. Несмотря на то, что фильм является, по сути, детской сказкой, местами он слегка жутковатый, да и сам образ огромного оборотня, лицо которого нам так толком и не покажут, может нагнать страха на ребёнка. Лента, как и все её "ровесники", снята на плохую плёнку, отчего качество картинки оставляет желать лучшего. Однако на постановку это не повлияло: местами фильм выглядит даже зрелищно, опять же, благодаря великану-оборотню. Правда, большая часть сцен с ним вызывает улыбку. Даже там, где картина не пытается шутить, выглядит она забавно и как-то наивно. О персонажах и актёрах, думаю, особого смысла говорить нет. Иными словами, "Люми" вполне хорошо смотрится как какое-то тёплое воспоминание из детства. Современный зритель, конечно, не воспримет его всерьёз, однако разок посмотреть для того, чтобы просто посмеяться... Думаю, приключения жутковатого оборотня того стоят.
Похоже, да не то же!
Прошло несколько лет. Советский союз прекратил своё существование, а для уже российского кинематографа настали ещё более тёмные времена: финансирование стало хуже, старое оборудование ломалось всё чаще и чаще, а прокат не приносил прибыли. Однако именно в 90-е и произошёл своеобразный рассвет нового отечественного кинематографа. За неимением возможности для качественной съёмки авторы старались писать качественные и оригинальные сценарии. Коснулось это и жанра фильмов ужасов, зарубежные представители которого в то время уже во всю гуляли по видеосалонам и кинотеатрам. Русский хоррор от них действительно отличался.
Пожалуй, ярчайшим представителем данного жанра стало "Прикосновение" 1992-го года. Фильм имел достаточно смелый и оригинальный сюжет, связанный с представлениями человека о загробной жизни, неплохую атмосферу и, внезапно, достаточно качественные для тех условий спецэффекты. Не скажу, что "Прикосновение" меня прямо-таки напугало, однако вызвать тревогу ленте удалось. К этому прибавился довольно интересный и оригинальный сюжет, который компенсировал достаточно неспешный темп повествования и не давал заскучать. Иными словами, первый блин комом не стал. Недостатки "Прикосновения" очевидны: плохое качество картинки и некоторые проблемы с постановкой. Однако с течением времени этот фильм обрёл даже некоторую ценность. Всё дело в его оригинальности и самобытности, коих так не хватает многим современным российским лентам. Поэтому всем любителям жанра могу смело рекомендовать "Прикосновение" к просмотру.
Примерно в то же время вышел трешовый и странноватый "Гонгофер", который, однако, тоже нельзя назвать безынтересным явлением. Он имеет достаточно интересный сюжет и манеру съёмки, однако рекомендовать его я не буду. Слишком уж фильм странный. Гораздо бодрее смотрится "Упырь" 1997-го года с тогда ещё не особо известным Алексеем Серебряковым. Фильм предлагает нам взглянуть на существование вампиров в современном мире под не совсем обычным углом. В "Упыре" кровососы подались в криминальный мир, постепенно подминая под себя людей-авторитетов, обращая их в себе подобных или просто убивая. Сюжет рассказывает о небольшом промышленном городе, единственной связью с внешним миром для которого является паром, приходящий раз в 3 дня. Именно на нём и прибывают двое неизвестных охотников на упырей, которых вызвал местный авторитет. Однако всё идёт не по плану, и одному из специалистов приходится противостоять всем обитателям этого странного городка, в котором и среди людей полно опасных врагов. Вопрос лишь в том, кто из соперников окажется злей и расчётливей.
"Упырь" получился действительно самобытным и необычным фильмом. У персонажей здесь нет имён, а у города нет названия, что отлично работает на общую атмосферу узких улочек и серых кварталов. Герой Серебрякова, образ которого по крутости не уступает Блэйду, получился неоднозначным и... интересным. Да, это не просто крутой и безэмоциональный убийца, каким он кажется в самом начале. У истребителя вампиров есть чувства и мысли, которые он скрывает в глубине души, чтобы они не мешали работе. Это очень целеустремлённый человек, который пойдёт на всё, чтобы сделать то, что хочет. На его примере фильм рассуждает над проблемой цели и средств её достижения, ведь далеко не всегда поступки главного героя можно назвать хорошими. Отдельной похвалы заслуживает альт-рок саундтрек группы "Tequilajazzz", добавляющий брутальности всему происходящему. Как и в других фильмах тех лет, экшен в "Упыре" поставлен достаточно примитивно и просто, однако это вызывает не испанский стыд, а, скорее, лёгкую улыбку. Не подкачали и колоритные диалоги, сдобренные блатными словечками.
"Упырь", конечно, понравится далеко не всем, однако его можно считать отличной попыткой снять что-то своё. Фильм очень антуражный и атмосферный, его сюжет крайней любопытен и оригинален, а реализация пусть и смотрится топорно, однако воспринимать ленту не мешает. Возможно, ему несколько не хватило хронометража, чтобы в полной мере раскрыть устройство криминального мира с участием вампиров, но это не самый страшный недостаток. Кстати, упыри здесь не имеют каких-то ярких сверхспособностей, что, с одной стороны, странно, а с другой отлично вписывается в своеобразную атмосферу фильма. Так или иначе, "Упырь" стал одной из последних попыток снять российский хоррор в 90-е. Отечественные ужасы впали в кому и пробыли там практически до середины нулевых...
Не в бюджетах счастье...
Кассовые провалы сценарно оригинальных лент 90-х годов отбили у режиссёров желание снимать что-то своё, а на развлекательное кино с качественной технической составляющей попросту не хватало денег. Встряхнуть отечественный кинематограф удалось лишь "Ночному дозору" 2004-го года, который для тех лет можно было назвать действительно прорывным. Его кассовый успех прямым текстом заявил: развлекательное российское кино может приносить прибыль!
Долго ждать не пришлось, и уже в 2006-м году в прокате вышел фильм "Ведьма", сюжет которого основывался на том самом "Вие" Николая Васильевича Гоголя. Перенос этой истории в XXI век и, внезапно, в другую страну (лента снята на английском), мягко говоря, не удался. Сюжет получился дурацким, персонажи и их диалоги посредственными, а копипаст различных фишек из других популярных хорроров виден невооружённым взглядом. Единственное, что стоит отметить, так это визуал, который после предыдущих российских ужастиков получился вполне себе неплохим (но стоит вспомнить, что в это время выходило на Западе...). У фильма был потенциал, однако его не реализовали даже на уровне сценария, не говоря уж про исполнение. Однако "Ведьма" кое-что собрала в прокате, не став кассовым провалом, что подтвердило готовность зрителя отдавать деньги за просмотр российского хоррора. И тут понеслась!
В 2007-м в прокат вышли "Мёртвые дочери", которых иногда называют первым российским хоррором, забывая о "Ведьме". Фильм имел уже более-менее оригинальную и интересную идею. По сюжету существует некое проклятие, которое убивает человека, а после переходит на того, кто видел его последним. Таким образом, жертвой может стать абсолютно любой. Прибавьте к этому антураж современной Москвы — и получите потенциально самобытный и неплохой хоррор. Что же в итоге?
А в итоге на экранах появилась невнятная поделка, сценарий которой не ушёл дальше идеи, наплодив к финалу миллиард сюжетных дыр. Дополнялось всё это действо "авторской" операторской работой, из-за которой человеку, что держал камеру, хочется или налить стакан коньяка, чтобы руки не дрожали, или дать в морду, да так, чтобы он в кинематограф больше никогда не вернулся! Попытки накрутить какую-то цветокоррекцию и создать зрелищные сцены расправ были убиты рваным монтажом, а развязка и финал, который, вроде как, должны вызывать у зрителя эмоции, на деле ещё сильнее его запутывают. Про актёрскую игру говорить нет никакого смысла, такой сценарий вряд ли чем-то можно спасти. Были "Мертвые дочери" попыткой сделать что-то оригинальное или просто желанием заработать — сказать трудно. Получилось то, что получилось, а "новый русский хоррор" ещё только начал набирать обороты.
Полгода спустя, в том же 2007-м, свет увидел "Путевой обходчик". Фильм рассказывал нам о группе бандитов, которые, ограбив банк и захватив заложников, спустились в катакомбы, чтобы пройти через них и встретиться с подельником. Однако их планы нарушает неизвестный здоровяк в маске и очках, который не собирается никого пускать в свои владения. Несмотря на то, что создатели явно вдохновлялись старым хоррором "Мой кровавый Валентин", "Обходчик" на фоне двух предыдущих лент смотрится достаточно бодро. Его сюжет не такой дурацкий и закрученный, в картине присутствует определённая атмосфера, а некоторые персонажи получились запоминающимися. Да, минусов у фильма полно: мы снова видим трясущуюся камеру (но не так сильно, как в "Мертвых дочерях") и рваный монтаж, местами постановка сильно хромает, да и некоторые актёры играют уж очень неестественно.
Однако картина получилась, всё же, неплохой. В ней много запоминающихся сцен, есть кое-какой экшен и внушительный образ маньяка. Конечно, мне не очень понравился приём с его псевдо-появлениями за спинами героев, местами это вызывало недоумение. У маньяка есть предыстория, есть какой-то свой стиль и антураж. Иными словами, "Путевой обходчик" уже стал более-менее похож на нормальный фильм ужасов. Да, он всё ещё трещал по швам от недоработок и плохой постановки, однако местами мог слегка напугать и развлечь. Отдельное спасибо за открывающую сцену ограбления и схватку главного героя с обходчиком ближе к финалу. А ещё там песенка на титрах классная.
"С.С.Д." — то ли Смерть Советским Детям, то ли Страшилки Советского Детства, то ли Самый Страшный День, не знаю, создатели и сами не определились. Запутанные сюжеты вернулись в российский хоррор, однако на этот раз такую историю впихнули в слэшер, что уже странно. Фильм рассказывает нам о старом пионерском лагере, в котором в наши дни решают снимать некое реалити-шоу (привет "Повороту не туда 2"). Естественно, всё идёт не по плану, и на героев начинается охотиться некий маньяк. Скажу честно, у этого фильма всего 2 проблемы, которые портят абсолютно всё. 1-я — это сценарий. Боже мой, он просто собран из нескольких других, вот и всё. Нет, потенциал у такой истории был, мне понравилась идея с советскими страшилками, однако это совершенно не работает в сочетании с сюжетными ходами зарубежных хорроров. К тому же, слэшеры тех лет не нуждались в запутанных историях, они для другого создавались. Если уж решили сломать систему, то сделайте всё, как следует, однако распутать то, что они сами же навертели, у авторов толку не хватило.
Вторым недостатком фильма стали актёры. Почти все они играют просто отвратительно. Я всё понимаю, стрессовая ситуация, но количество криков и истерик на минуту хронометража в фильме просто запредельное. А в остальном... Это мог быть неплохой слэшер. Он имеет определённую динамику, сносный экшен. Вообще, техническая сторона "С.С.Д." выполнена вполне себе на уровне: тут и сцены расправ, и кровь, и лайтовая расчленёнка. Попытки создать атмосферу старого пионерского лагеря были, однако они потерялись в плохом сценарии. Возможно, будь я в год выхода фильма постарше, он мог бы мне понравиться, но сейчас "С.С.Д." первой своей половиной может лишь слегка развеселить, а развязкой оставить в недоумении. А ведь потенциал-то был...
Достаточно широкую известность получил фильм "Юленька" 2009-го года. Его сюжет рассказывает о молодом учителе Андрее, переехавшим в маленький город с семьёй. Он устраивается на работу в местную гимназию для девочек, в которой уже давно царят свои порядки. Больше всего внимания привлекает девочка Юля, ведущая себя довольно странно. Что же можно сказать про этот фильм? Пожалуй, многих может удивить его сходство с лентой "Дитя тьмы". А потом вообще сбить с толку то, что "Юленька" вышла в прокат чуть ли не на год раньше. Как так получилось — я вообще без понятия. Если не сравнивать эти фильмы, то из плюсов российской ленты можно выделить визуал: операторская работа здесь просто шикарна. Довольно интересен и сюжет, который, в принципе, довольно неплохо нагнетает атмосферу и действительно затягивает зрителя. Серьёзно, мне было интересно смотреть "Юленьку"! Однако со сценария начинаются и проблемы картины. К финалу, несмотря на все объяснения, вопросов остаётся больше, чем ответов. Я так и не понял, присутствовала мистика в фильме или нет. Напрямую нам об этом не говорят, однако намёки на сверхъестественные силы преследуют зрителя с самого начала. Вызывают вопросы и поступки героев, а также крайне неестественное поведение большинства персонажей. Последнее, кстати, дополняется и посредственной игрой актёров, что я считаю промашкой режиссёра: тот же Башаров может выдавать отличные образы, однако здесь он показывает себя как-то странно.
Тем не менее, "Юленька" стала шагом вперёд для российского хоррора. Фильм имеет неплохую атмосферу и антураж небольшого городка со своими порядками, достаточно интересную завязку, колоритных персонажей и качественную техническую часть. Конечно, 2-я половина сюжета получилась куда менее качественной, нежели первая, да и такие себе актёрские работы мешают нормально воспринимать происходящее, однако что-то в этой смеси драмы, детектива и хоррора есть. Не скажу, что "Юленька" является хорошим фильмом, однако и называть её провалом тоже не стану. По крайней мере, это лучше, чем все российские хорроры, снятые в те годы.
2010-й год ознаменовался выходом ещё одного российского хоррора. "Фобос. Клуб страха" под продюсерством самого Фёдора Бондарчука был картиной весьма претенциозной. Рассказывал он о группе молодых людей, оказывающихся запертыми в ещё не открытом клубе, помещения которого раньше были бомбоубежищем. Вскоре герои понимают, что катакомбы — это нечто большее, чем просто тёмные коридоры. Каждому из них предстоит столкнуться со своим страхом. На словах всё это, конечно, интересно, однако в итоге мы получили тот же самый "С.С.Д.", где точно так же мистику зачем-то накрутили на достаточно приземлённый сюжет. На месте и переигрывающие актёры, однако нет нормального экшена, сцен расправ и динамики. Похвалить "Фобос" можно... Ни за что, наверное, местами, конечно, были интересно снятые сцены, однако визуал оказался убит отвратительной компьютерной графикой. И сюжет, Боже мой, он был таким претенциозным, однако всё оказалось настолько плохо, что не все из героев вообще столкнулись со своими страхами. По-моему, такой сценарий написать было достаточно просто, однако создателям не удалось даже нормально скопировать концовку фильма "Спуск", чтобы создать хоть какую-то атмосферу. Не получилось, короче говоря.
Завершая рассказ о "тёмных временах" российского хоррора, отдельно хочу сказать о фильмах "Поймать ведьму", "Шопинг-тур" и "Зима мертвецов: метелица". 1-й является малобюджетным и практически любительским дебютом в кино Андрея Шальопы и Кима Дружинина — будущих создателей картины "28 панфиловцев". Их хоррор является, внезапно, продолжением-спин-оффом американской классики "Ведьма из Блэр", в своё время создавшей неслабую шумиху и давшей, по сути, новое начало фильмам, снятым в жанре найденной плёнки. "Поймать ведьму" рассказывает о группе друзей, которые решают проверить, правда ли была показан в той самой "Ведьме из Блэр". Они организуют небольшую экспедицию на место съёмок фильма, где понимают, что все его события — не выдумка. Иными словами, "Поймать ведьму" аккуратно ломает 4-ю стену. Фильм получился забавным, местами даже интересным, а за концовку я готов поаплодировать создателям. Думаю, фанатам оригинала придётся по душе, однако всем его советовать не буду, очень уж он любительский. Правда, оригинальная "Ведьма из Блэр" была такой же...
"Шопинг-тур", завоевавший даже пару наград, также является фильмом, снятом в жанре мокьюментари. Рассказывает он о матери и сыне, на смартфон которого и ведётся съёмка, поехавших в шопинг-тур в Финляндию. Во время посещения ими одного из торговых центров на туристов внезапно начинают нападать местные. Героям приходится бороться за свою жизнь, чтобы не стать добычей для озверевших финнов. Пожалуй, сразу скажу, что для адекватного восприятия картины нужно лишь принять бредовость её задумки. Серьёзно, финны-людоеды, охотящиеся на иностранцев раз в год, — это что-то с чем-то. Если вы готовы простить "Шопинг-туру" данную условность, то вас ждёт достаточно бодрый и динамичный трешовый ужастики с приличным количеством чёрного юмора. Фильм отлично снят для своего жанра и бюджета, сцены расправ достаточно кровавые и натуралистичные, а взаимоотношения главных героев, по моему мнению, прописаны довольно качественно. "Шопинг-тур" — чисто развлекательный хоррор, неплохо, однако, показывающий поведение людей, которые, к слову, здесь не так уж и сильно тупят, в стрессовой ситуации. Фильм достаточно короткий, поэтому если вам хочется просто повеселиться, то могу его порекомендовать.
Помню, как про съёмки "Зимы мертвецов" даже крутили ролики по ТВ. Однако фильм так и не нашёл прокатчика. Думаю, очевидно, почему. Российский треш-зомби-хоррор рассказывает нам сразу про нескольких персонажей, оказавшихся в одном городе, в котором внезапно выпадает снег. Всё бы ничего, но вместе с приходом зимы появляются и зомби. Честно говоря, я не знаю, что авторы пытались снять. Для треша здесь как-то мало экшена, а для серьёзного фильма "Метелица" просто смехотворна, хоть местами съёмки и выглядят довольно масштабно. Серьёзно, это не любительский фильм. Я могу его посоветовать тем, кому надоели обычные хорроры. С нелепых диалогов и трешового экшена "Зимы мертвецов" можно откровенно поржать, именно не посмеяться, а поржать с нелепости. Один только батюшка с крестом и топорами, сносящий зомби головы, многого стоит. И диалоги, они просто прекрасны.
Что же можно сказать в итоге? Не имея в 90-е возможности снимать то, что они хотят, российские киноделы отошли от создания хорроров. Однако они оставили нам немало самобытных и антуражных лент, многие из которых могут быть интересны зрителю и по сей день: "Прикосновение" и "Упырь" можно смело рекомендовать к просмотру, а ведь есть ещё немало лент, снятых перед самым развалом СССР. Они, конечно, не для всех, но определённый интерес представляют. Однако с началом XXI века русский хоррор ждали тёмные времена: в погоне за заработком авторы пренебрегали качеством, создавая невообразимый коктейль из хороших и плохих идей, а также сценариев зарубежных ужастиков. Получалось весьма посредственно, лишь "Путевой обходчик", "Шопинг-тур" и "Юленька", как по мне, получились в разной степени смотрибельными. Практически все остальные ужастики объединяет история растерянного потенциала. Всё-таки, кое-какие идеи в них были. Однако на "Фобосе" история наших ужастиков не закончилась...
2014-й стал годом выхода фильма "Владение 18". Я считаю его началом новой эры российских хорроров, о которой мы поговорим в следующей статье, дабы ещё сильнее не растягивать эту. Подписывайтесь на канал и следите за публикациями!
P.S. Про фильм "Жесть" 2007-го года я знаю, однако он, всё же, в большей степени криминальный триллер, нежели ужастик. Знаю я и уйму малобюджетных проектов, тему которых затрону в следующей статье.