Найти тему
Журнал МОСТ

Рейтинги, накрутки и фейковые аккаунты: о работе Кинопоиска

“КиноПоиск” — известная социальная сеть для кинолюбителей, где пользователи могут подобрать подходящий фильм, поставить оценку уже просмотренным кинолентам или оставить рецензию. Но если рейтинг картинам выставляют пользователи, можно ли ему по-настоящему доверять? Можно ли положиться на “КиноПоиск” при выборе фильма? Разбираемся в новом материале.

Сайт “КиноПоиск” появился в 2003 году. Сначала это был только Интернет-сервис с рейтингами фильмов и рецензиями на них, но с 2018 года на платформе сайта появился онлайн-кинотеатр.

Сейчас “КиноПоиск” можно назвать одним из самых популярных сайтов по поиску фильмов. В русскоязычном Интернете первая ссылка на фильм — всегда на “КиноПоиск”. Кроме фильмов на сайте можно найти информацию об актёрах, режиссёрах, сценаристах и прочих деятелях кинематографа. На “КиноПоиске” можно поделиться своим мнением о просмотренной картине и поставить ей оценку.

Однако, кроме рейтинга фильма, на странице выведена оценка этой же картины на сайте IMDb — англоязычного киносервиса, похожего на “КиноПоиск”. Очень редко эти две цифры кардинально отличаются друг от друга, максимум на несколько десятых. Для примера можно взять несколько российских картин — “Союз спасения” (2019), “Дурак” (2014), “Дылда” (2019), “Притяжение” (2017), “Холоп” (2019), “Крымский мост” (2018). Разница в оценках этих фильмов на двух сайтах невелика. Но можно ли говорить об их объективности? Вероятно, да. У таких порталов, как “КиноПоиск” и IMDb, действуют различные алгоритмы, которые позволяют не включать какие-то оценки или голоса определённых пользователей (об одном из таких алгоритмов можно прочитать здесь). Кроме того, из всех отданных голосов складывается более или менее общее значение: негативная оценка мало снизит рейтинг какого-либо фильма, если большинство высоко оценило его.

Рейтинг на “КиноПоиске” — первое, на что обращают внимание пользователи. Для них он может стать показателем того, стоит ли смотреть фильм или нет. Софья, пользователь “КиноПоиска”: “При поиске/выборе фильмов я не смотрю на комментарии или рецензии. Полагаюсь только на рейтинг самого “КиноПоиска” или IMDb, который там ниже указан. Могу посмотреть трейлер, но никогда не читаю описание к фильмам, потому что оно чаще всего коряво написано и не передаёт никаких ощущений, которые возникают при просмотре”.

Что же касается пользовательских рецензий, то здесь уже всё не так однозначно. Разные зрители по-разному оценивают происходящее на экране. Поэтому на сайте спокойно соседствует заголовки “фильм, за который стыдно” (пользователь rn21) и “неожиданно хорошее кино” (пользователь Strider92) (о “Притяжении” Фёдора Бондарчука). Противоречивыми бывают и рецензии кинокритиков, которые также представлены на “КиноПоиске”.

Для некоторых зрителей рецензии на сайте являются своеобразным дополнением к фильму: “Иногда я перечитываю комментарии после просмотра, если сюжет или идея показались мне неоднозначными: всегда интересно посмотреть, какие есть ещё варианты. Так было, например, с фильмом “Мама”. Сначала я была крайне разочарована этой картиной, но после прочтения критики я уловила мысль и кардинально изменила своё мнение” (Вероника, пользователь “КиноПоиска”).

“После просмотра обычно читаю две-три положительные и отрицательные рецензии. Чтобы обратить внимание на те моменты, которые не учёл при просмотре или просто узнать мнение других людей” (Григорий, пользователь “КиноПоиска”).

При поиске фильма большое количество самых разнообразных и противоречивых рецензий может запутать и отпугнуть зрителя от просмотра. Кого-то же, напротив, они могут “подстегнуть” посмотреть, чтобы проверить, насколько их мнение совпадёт с тем, что есть на сайте. И всё-таки поставленная фильму оценка обезличивает мнение о картине, превращает его в усреднённую цифру. В рецензии же больше отражаются предпочтения автора, который может отойти от условной десятибалльной системы и оценить по своей собственной. Поэтому отзывы на “КиноПоиске” можно считать некоторым расширением рейтинга. При этом основополагающим моментом при выборе фильма для многих всё равно остается его рейтинг.

-2

Отсюда вытекает одна из главных проблем “КиноПоиска”: возможность заказных оценок и рецензий. Один из последних случаев — фильм “Крымский мост” (сейчас его рейтинг — 2,7). В 2018 году, когда картина только вышла в прокат, более тысячи оценок были “единицами”, причём ни одной рецензии не было опубликовано. IT-специалисты предположили, что это мог быть обвал рейтинга с помощью подставных аккаунтов. Такой низкий рейтинг может оттолкнуть от просмотра, или же, наоборот, подогреть интерес публики к “отвратительному” фильму. И вот что примечательно: об обвале рейтинга “Крымского моста” даже написали несколько материалов, но выше он так и не смог подняться. На других платформах оценки также не превышают трёх баллов и сопровождаются негативными отзывами. Если же обвал “Крымского моста” действительно произошёл, то в целом на представление о фильме он не повлиял: картина просто бесповоротно плоха.

Переживать из-за накрученных оценок особо не стоит: фильм, вызвавший хоть какой-то отклик у публики, всё равно получит больше отзывов и рецензий реальных людей. Как это случилось с недавно вышедшими “Союзом спасения” и “Вторжением” (продолжением “Притяжения”). Иногда среди пользователей, оценивших картины, появляются подставные аккаунты (дата регистрации после выхода фильма, одна-единственная оценка, отсутствие аватарки и какой-либо дополнительной информации в профиле). Но количество таких аккаунтов не может перевесить доверенных пользователей сайта, чьи оценки и идут в итоговый рейтинг. За рецензии стоит переживать ещё меньше: они могут попросту затеряться в большом количестве других отзывов и никогда не дойти до потенциального зрителя, да и на общий рейтинг рецензия не повлияет.

От “КиноПоиска”, Кино-Театра.ру, film.ru, Афиши до кинотеатра Ivi, IMDb и Rotten Tomatoes и множества блогеров — все они создают свои рейтинги и выставляют свои оценки. Многие киносайты работают по схожему принципу: выставляют пользовательские оценки и рецензии. Где-то (film.ru) есть как рейтинг от пользователей, так и от администраторов сайта, где-то есть возможность почитать рецензии кинокритиков из других медиа. Особенно выделяется Rotten Tomatoes, который составляет процентный рейтинг картин не на основе баллов, а собирает информацию из рецензий как кинокритиков, так и пользователей.

Хотя вариантов для кинолюбителей в Интернете достаточно, первым на ум всё равно приходит “КиноПоиск”. Многие российские сайты достаточно часто (кроме своих рейтингов) экспортируют оценки именно с него, а IMDb и Rotten Tomatoes суть англоязычные сервисы, и поэтому они не всем могут быть доступны для понимания. “КиноПоиск” предоставляет большой выбор фильмов и платформу, где можно их обсуждать и оценивать. А те, кто обсуждают и оценивают, помогают другим пользователям находить и выбирать фильмы “по душе”.

__________

Автор: Елена Сушилина