У большинства известных франшиз ( рассмотрим на примере ресторанного бизнеса ), которые успешно развиваются мире и на просторах нашей необъятной родины, а к таковым относится тот же Макдональдс, KFC, Coffeeshop и другие, есть одна общая черта: отлаженная бизнес-модель и хоть с виду это кажется простым бизнесом, успешная франшиза априори является сложной, так как развиваться на рынке и не потерять своей актуальности требует больших трудовых ресурсов, любая бизнес-модель за своей спиной имеет большое количество описанных и внедренных процессов,а также контроля над ними.
Но сегодня мы рассмотрим не больших гигантов,а начнем с самого вопроса : начинать к примеру открытие ресторана или бара самому или же купить франшизу.
За что платишь, когда покупаешь франшизу?
Как бы это не звучало, но при покупке франшизы вы платите за ошибки - за ошибки , которые совершали до того, как решили сами начать ресторанную деятельность. Если вы сами не имея опыта, захотите открыть ресторан, то для этого вам требуется разбираться самому в таких направлениях как кухня, бар , сервис, работа персонала, учет, маркетинг и ,конечно же, контроль. Для непосвященного пройти такой путь это несколько лет активного вовлечения в эти блоки и далеко не всегда вы станете профессионалом .
Безусловно вы можете взять профессионалов, чтобы они сделали всю работу за вас, но вы все равно в большинстве случаев вы будете вовлечены в процесс для контроля,а также оценки эффективности сотрудников и самого предприятия. Это не учитывая, что набирая профессионалов,вы имеете существенную расходную часть и самое главное, где найти этих идеальных профессионалов своего дела, которые придут к вам организуют вам бизнес "под ключ" ,а еще с гарантией результата. На практике интересна статистика : 20% ресторанов закрываются в первый год работы, еще 20% в следующие 2 года. Итого выживают чуть больше половины, если учесть, что средний период возврата инвестиций составляет 3-4 года.
Дело в том, что на данный момент многие пользователи франшизы не всегда представляют ,что такое франшиза и воспринимают ее как некий вспомогательный бизнес с пассивным доходом, куда однажды они вкладывают деньги,а дальше бизнес работает самоcтоятельно и приносит деньги.
В этом одна из самых больших ошибок. На самом деле, покупая франшизу, надо работать.
Услуги паушального взноса
Более того партнер должен знать об услугах, которая оказывает франчайзинговая компания. Ведь зачастую , как я уже сказал, незнание приводит к недопониманию и проблемах в сотрудничестве.
И тут встает важный вопрос в том,как передается информация , какие документы подписываются и тд. Называемая зона разделения ответственности. К примеру вы купили франшизу ресторана или бара, получили все регламенты и инструкции. А далее важно, как сама франшиза содействует в процессе запуска.
Если вам дали теорию,а дальше вы сами, то такая франшиза вам точно не нужна и скорее всего в большинстве случаев данный проект не будет успешным. Важна поддержка со стороны франшизы, зачастую вам должны дать менеджера или куратора , кто будет вести ваш проект , консультировать и давать решения по многим вопросам. Запомните, на рынке есть франшизы, где есть идея, но крайне плохая реализация. Будьте бдительны.
Резюмирую, с помощью франшизы вы существенно облегчаете свой путь в части получения прибыли, минимизируя риски с помощью отлаженной бизнес модели, но помните, что во-первых, вам нужно работать, как в любом другом бизнесе;
во-вторых, франшиза франшизе рознь, изучите , что предлагает данный проект, какую поддержку оказывает, пообщайтесь с действующими проектами и узнайте, какое взаимодействии с франшизой перед тем, как решите ее покупать. Удачи !