Автор: Анна.
Когда в недельный отрезок в читальном зале чуть было не подрались исследователи, когда пришлось разыскивать заявителя с целью возврата "случайно" оброненной денежной "благодарности", когда архив вызвали в районный суд, когда таинственным образом пропала и удивительным образом нашлась ценная архивная единица, автор напрягся. Однако, встряска призвала таки грустную, трепетную Клио, а значит архивным байкам быть.
***
Есть у архивистов такой вид деятельности - составление исторических справок. Деятельность эта, мягком скажем, пренеприятная, лишенная творческого полёта и направленная на убийство всякой мысли.
Если коротко, то нужно отразить структуру какого-нибудь райкома ВЛКСМ от создания до распада, не забыв упомянуть об истории возникновения района и обо всех административно-территориальных приключениях. "16 июля 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР определили состав округов ЦЧО... 23 июля 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О ликвидации округов"... В 1940 г. проведено уточнение границ с Курской областью... 09-11.01.1939 г. прошла VIII Таловская районная комсомольская конференция ВЛКСМ, избран новый состав райкома ВЛКСМ в количестве 37 человек...." и бла-бла-бла. Интересно? Вот и мне тоже. Готовая справка, растянувшаяся, как правило, листов на 20, будет подшита к описи нужного фонда, где в нее никто и никогда не заглянет. Историческое бельмо.
Каждый раз вычленяя из пожелтевших страниц пленумов юркого секретаря или состав бюро, мечтаю бросить на стол заявление по собственному и уйти в удивительную безработную жизнь без постановлений троек, заседаний бюро и подложных свидетельств о смерти якобы в ИТЛ разлива 37-х годов. Кому это всё, право, надо?
... Дверь кабинета приёма распахивается, на пороге трое. "С района". Колоритные товарищи 60-го года выпуска. Одеты по моде семидесятых, причёсаны по лекалам восьмидесятых, передние зубы в золоте. Идейные.
- Мы молодые комсомольцы из Верхней Хавы. С целью воскрешения коммунизма и возрождения патриотизма в районе хотим *далее следует перечень всякого разного, что не входит в мою компетенцию, потому отправляю товарищей в Читальный зал самостоятельно работать с документами.
Минут через 10 лидер верхнехавцев прибегает в кабинет с горящими глазами, потрясая над головой описью с подшитой исторической справкой.
- Справка! Нам нужна эта справка! Какую огромную работы вы проделали. Вы - молодцы!
Моя награда - поцелуй руки, подшивка газеты "Верхнехавский товарищ" и подобие некого удовлетворения от работы. Мысли об уходе до поры схлопываются.
***
Во многих коллективах рождаются особые фишки, понятные узкому кругу людей. У нас в тяжелые моменты принято проникновенным голосом произносить священный код: "Тамара, Вячеслав! Помогите!". Чтоб понять этот набор слов, нам придется окунуться в увлекательный мир рождения нового фонда.
Великих дел мастера после смерти, а иной раз и до нее, претендуют на свой личный документальный оазис. Хорошо если они действуют на перспективу, собирают в течение жизни ценные артефакты и самолично привозят их в архив. Архивисту остаётся лишь систематизировать письменные материалы - и вуаля - новый фонд готов. Но бывает так, что человек не думал о посмертной славе и не стремился вплетать своё имя в исторический гобелен. Тогда за дело принимаются родственники, и выходит очень не очень. Как правило, они бессистемно сгружают в коробки все, до чего способны дотянуться, привозят это в архив, а дальше, брат-архивист, как знаешь.
Чтоб вы понимали, при формировании нового фонда, работник архива должен изучить КАЖДУЮ бумажку на предмет исторической ценности. Из бездумно собранных коробок могут вывалиться тщательно скрываемые скелеты и показаться уши неприглядных историй, и только маленький архивный бог решает, какого героя слепить из ветхих обрывков и оставить на откуп потомкам.
Сейчас рождается довольно интересный личный фонд прожжённого фронтовика. Наш герой занимался эксгумацией останков бойцов, их идентификацией, был лично знаком с Леонидом Белоусовым. Однако, к морю ценнейших документов и тут примешалась какая-то лабуда в духе: "позвонить Зое" или "отменить приём у стоматолога". Отделяя научную работу красноармейца от бытовухи, случилось наткнуться на презабавное письмо.
Девяностые. Пишет фронтовику почитательница, благодарит за труд и как-то плавно скатывается на тему кашпировско-чумаковского мракобесия. Ну помните, да? Суровые времена, когда каждый второй россиянин сидел с трёхлитровкой у экрана и дистанционно заряжал водопроводную водицу неведомыми химикам свойствами. Дама взахлёб рассказывает о неких Тамаре и Вячеславе Ланьковых, чьи возможности безграничны, а имматериальные силы способны избавить от любой хвори. Надо только произнести: "Тамара, Вячеслав! Помогите!".
Больно представить, какие мысли могли возникнуть у героя Великой Отечественной после прочтения бабских бредней, но фраза крепко прописалась в шаловливых подкорках работников архива. Теперь при любом аврале - "Тамара, Вячеслав! Помогите!". И знаете, работает)
***
Хотелось напоследок плеснуть черпачок дёгтя, коего у меня в избытке, но не сложилось. Весна, счастье, в животе даже не мотыльки, а неповоротливые, обленившиеся махаоны. Пусть всё остается как есть. Подумалось, что как-то неприлично часто мои руки удостаиваются поцелуев. И делают это не пылкие сорванцы в момент охмурёжа, а гости кабинета приема граждан рядового архива - растроганные посетители, обретшие связь с прошлым и нашедшие свои корни. Аминь!
Лайк и подписка на канал окрыляют одного ТыжИсторика)
P.S. Пссс. Кенты и чикули, нужен третий! В связи с плотным рабочим графиком ТыжИсторик не в состоянии регулярно наполнять канал контентом. Если ты весел, концептуально твёрд, готов трепаться на околоисторические темы и хочешь высказаться - добро пожаловать в команду. Тебя ждёт пара жалких грошей, дурная слава и чувство собственной никчемности, подогреваемое злобными комментаторами) Вливайся, друг!
ЧИТАЙТЕ так же:
Будни историка-архивиста (фотоматериалы)