Ключевая идея Декарта и всего Нового времени
Философская рубрика возвращается, и сегодня мы уйдем в глубь истории, в эпоху Нового времени, где выясним значение самого знаменитого изречения Рене Декарта.
Рождение современности
Новое время начинается в XVI в. с нового понимания человека и мира вокруг него. Главную роль в новом мировоззрении Европы сыграли Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Вместе с целой плеядой ученых (Галилей, Ньютон, Лейбниц, Паскаль и др.), они формируют науку в нашем понимании этого слова.
Именно здесь появляется уже классическое различие субъект-объект. Иными словами, есть некто, кто познает/использует и нечто, что подвергается действию. Соответственно, человек, как носитель разума, использует природу. Это то, чем наука и технологии занимаются до сих пор.
Сомнение как метод
Особую роль в эту эпоху занимает Рене Декарт – философ, физик и математик. Цель Декарта – найти истинное знание, то, которое нельзя подвергнуть сомнению. Сначала он предлагает внимательнее всмотреться в наши чувства, основной источник нашего опыта. Но они, по Декарту, могут создавать иллюзорность понимания, обманывать нас, – значит, они не могут являться непреложной истиной.
Затем он переходит к более фундаментальным вещам – времени, пространству и самому существованию нашего тела и вещей вокруг нас. Но и здесь Декарт приходит к выводу, что можно сомневаться в их бытии. И даже Бог, непререкаемая истина предшествующих эпох, может быть великим (и злым) Богом-обманщиком, которому нельзя доверять. Так что же остается у человека, если всё можно подвергнуть сомнению?
Мыслящая субстанция
Единственное, в чем нельзя сомневаться, это в самом акте сомнения, а шире – мышления. Отсюда Декарт делает вывод, что мышление есть первичный критерий существования. «Я мыслю, следовательно, существую». Или если взять более точный перевод - «Я мыслю, следовательно, я есть». Акт мышления становится фундаментальной характеристикой человека, без которой невозможно его существование.
Рождение нового человека
Вывод из этой идеи – именно мышление превращает человека в хозяина природы, так как человек – уникальное существо, которое объединяет в себе два рода субстанций: мыслящую и протяженную, то есть физическую.
Дальше мысль Декарта будет двигаться к постепенному выходу в идеализм, где наша познавательная способность станет главным объектом исследования (Иммануил Кант). Тот путь, что прошел Декарт – это путь достижения истинного знания, то есть очевидного и отчетливого, как факт мысли. Декарт использует свой метод как обобщающий принцип получения знания для всех наук. Что и будет реализована в дальнейшей истории Европы.
Тем он и значителен.
А как вы думаете, что делает человека человеком? Согласитесь с Декартом?
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!