Небольшой рассказ от давнего уже 2010 года о некоторых особо видных пермских исторических зданиях. Несколько переработанный пост из моего Живого журнала.
Один из самых красивых домов Перми — Дом Мешкова.
Как и положено дому «пароходчика» смотрит окнами на Каму. У него достаточно смешная история — в 1820 г. построен по проекту архитектора Ивана Свиязева и сразу же сгорел. В 1842 г. погорел вновь и 40 лет (!) стоял брошенным. В 1885 году вернулся в городскую собственность и выкуплен новым русским хм... капиталистом Николаем Васильевичем Мешковым, купцом, владельцем пароходов и недвижимости. Самый модный архитектор тогдашней Перми — Александр Турчевич — восстановил здание, сделав его, пожалуй, еще красивее.
http://d-m-vestnik.livejournal.com/197425.html
Сам Мешков в нем не жил, а сдавал свои площади под офисы и квартиры. Сейчас здесь Пермский краевой краеведческий музей.
У Речного Вокзала, ныне Музея современного искусства, расположены разнообразные штуки культурного назначения. Например.
Это столбы с двухглавыми гусями сверху. Это что-то значит.
Еще там есть забавный памятник «лихие 90-е» — дырявая как решето, расстрелянная BMW привлекательного зеленого цвета. И этот символизм мне гораздо понятнее.
Ну и уже классика —
Современная архитектура Перми достаточно проста и незатейлива, но пара зданий явно выделяется. Совершенно новый дом, «неомодерн» так сказать.
Все я понимаю кроме одного. Кто на новом здании до кирпичей ободрал балконы? Или это так сейчас новые строители строят что все быстро обваливается?
Жилой дом. Эти острые башенки поразили меня до самых глубин моей эстетически неразвитой души.
Сразу вспоминаю классическое —
«Дом этот был сдан строителями под ключ поздней осенью — дожди сделались уже ледяными, а время от времени сыпало и снежной крупкой. Странноват он был и, возможно, даже уникален вычурной своей и неудобоописуемой архитектурой. Был он целиком красного кирпича и тянулся вдоль Балканской улицы более чем на два квартала. Крыша была плоская, словно бы предназначенная для посадки воздушных кораблей будущего, фасад изукрашен провалами и изгибами сложной формы, прямоугольные тоннели висели над высоченными арками, - и для каких же, интересно, целей разрезали фасад узкие, до пятого этажа ниши? Неужто для неимоверно длинных и тощих статуй неких героев или страдальцев прошлого? И зачем понадобилось архитектору воздвигнуть на торцах удивительного дома совершенно крепостные башни, полукруглые и разной высоты?»
Ниш нет, но есть балконные выступы. Поближе.
Старое и известное здание так называемый «Дом Блюхера», но кто же покрасил в этот вырвиглазный цвет?
То есть опять же — Блюхер им не владел, долго в нем не жил а только останавливался в 1919 г. Дом построен в 1902 г., архитектор известен неточно, но предполагают, что это В.В. Потапенко.
В сквере у гостиницы «Большой Урал» расставили новодельные, и при этом неплохие, скульптуры.
Вот такой медведь. И вот такая ладья.
Мысль правильная, командировочным из гостиниц надо у чего-то сниматься? А тут все есть в одном парке — и «соленые уши» и медведь и этническая ладья. Очень хорошо.
Не архитектурная а промышленная достопримечательность — фабрика «Гознак».
В этом здании происходит волшебство. Простая бумага с помощью некоторых манипуляций становится ценностью. Причем бумага одна и та же, а вот ценность ее может оказаться различной.
Здесь печатают деньги. Не только российские, кстати. У предприятия большой портфель заказов со всего мира (в основном из Азии), но точная информация об этом является самым большим секретом ФГУП, очень строго охраняемым. Ведь жители Пакистана не обрадуются, узнав, что здесь размещен заказ на новые послереформенные рупии. Это может вызвать политический кризис и падение правительства. Почему же Пакистан сам не печатает себе деньги? Потому, что требуется очень сложное и дорогое оборудование и технологии. Сам станок стоит примерно 12-16 миллионов долларов, да и бумага к нему нужна специальная, не газетная :).
Отечественная корпорация «Гознак» включает в себя: Московский монетный двор, Пермскую печатную фабрику, Санкт-Петербургскую бумажную фабрику, Санкт-Петербургский Монетный двор, Московскую печатную фабрику Гознака, НИИ Гознака, Краснокамскую бумажную фабрику Гознака и Московскую типографию Гознака. Это по информации официального сайта.
Целый город (Краснокамск) по сути работает на это объединение, варя специальную бумагу. Хотя понятно, что выпускаются на этих мощностях не только деньги, но и дипломы, ценные бумаги, свидетельства, бланки паспортов, открытки и даже простой обыкновенный ватман.
Крылечко
Здание дома офицеров. Классика скромного «сталианса» 1943 г.
Казалось бы обыкновенный ...
Обыкновенный, это если не знать его историю. Здание построено в 1871 г. для Екатерининской пересыльной тюрьмы, и до революции вовсю использовалось в этом качестве. Есть еще и дореволюционная городская тюрьма (причем тоже в центре города), но она и сейчас является СИЗО. А это здание было по очереди Исправительным трудовым домом №2, Промышленной колонией №1 НКВД и, наконец, с 1959 г. Театром Кукол. Почему вдруг тюрьма стала театром я не знаю, но факт смешной.
А вот ТЮЗ поселился лучше — в дом еще одного «пароходчика»-капиталиста-купца Любимова.
Здание построено опять же по проекту Александра Турчевича в конце XIX века. Ну вот сейчас его еще подкрасили и он стал вообще как шкатулка.
Дом подрядчика Крылова на улице Куйбышева. Снаружи совершенно неинтересный лабаз, но внутри...
... натуральная затейливая усадьба.
И, наконец, здание, ныне являющееся скромным общежитием театральных студентов.
Когда-то это была неплохая гостиница «Королевские номера». Не сказать, что лучшая в городе, просто одна из многих. Вот например ее реклама в адрес-календаре Пермской Губернии за 1911 г.
В марте 1918 г. в нее въехал самый знаменитый постоялец — Михаил Александрович Романов, младший брат императора Николая II, ныне простой гражданин свободной России. Живущий, правда, под наблюдением. Занимал вместе со своим секретарем Джонсоном две комнаты и считался «живущим на свободе под надзором Советской власти».
Успел один день даже побыть главой страны но через сутки написал отказ-манифест в пользу Временного правительства и Учредительного собрания.
Обывателям про присутствие в городе брата бывшего императора не говорили, но все как-то сами узнали, тем более что Михаил был видным человеком. Высоким и худым.
Странность статуса позволяла ему ходить в магазины и театры, гулять по пригородам и вообще, не чувствовать себя совсем уж каторжником. Но так было недолго.
Вот отсюда его забрали в первые минуты 13 июня 1918 г.
И около 3-4 часов ночи расстреляли под городом. Точно место не установлено до сих пор. На месте предполагаемого расстрела сейчас стоит часовня.
Подробно вся история описана тут:
http://polikliet.livejournal.com/40263.html
http://polikliet.livejournal.com/40263.html
Сейчас принято выражать светлую грусть и сожалеть о расправе над Императорской семьей, но звучит это все несколько комически, ибо если уничтожают правящую династию, то проблемы заключены скорее всего в самой династии. Все было в их руках, и они довели себя до двух ям (под Екатеринбургом и Пермью) и одной шахты (Алапаевск). И ладно бы только себя.