Найти в Дзене
Всё не зря

Патриотическое воспитание в России на недосягаемой высоте. А скоро станет заоблачным. 23 февраля навеяло...

Оглавление

После  "Фронтового вальса"...  Дети из интерната  для ...
После "Фронтового вальса"... Дети из интерната для ...

День защитника Отечества отмечает Россия 23 февраля. А еще идет год 75-летия Великой Победы. Одно за другим в стране проходят патриотические мероприятия. Это хорошо. Столько хороших слов, великих воспоминаний… И боли: говорим одно, думаем другое, делаем третье. Радуемся, что научились "стряпать" хорошую мину при плохой игре.

Тема обширная. Можно писать трактат. Но я не буду этого делать. Сделаю лишь несколько штрихов к «портрету» социально-патриотического воспитания молодежи.

Мама пишет, а дочка сдает

В музее небольшого города N идет мероприятие награждения школьников и студентов за эссе «Никто не забыт, ничто не забыто». Жюри прочитало много работ. Трогательные воспоминания о бабушках, дедушках, земляках – участниках войны… Первое место заняло детское литературное произведение небольшого объема о семье, где три поколения мужчин – военные. Замечательное, глубокое, с тонкими рассуждениями.

Победительница – ученица 8 класса кокетливо «фоткается» с грамотой в руках. Почему-то вспомнилось, как дети (и некоторые взрослые!) на Мамаевом кургане в Волгограде чуть ли не в «ласточке» позируют на фоне скульптуры «Мать, склонившаяся над погибшим сыном»…

Местные журналисты выбирают момент и задают девочке вопрос: «Расскажи, пожалуйста, как ты работала над своим замечательным сочинением?». В ответ – наивно-удивленный взгляд и молчание. Ласково уточняют: «Что заставило тебя выбрать именно эту тему? Как тебе удалось так глубоко изучить ее?».

Еще более удивленный взгляд и пожатие плечами: «Не знаю...». Спасает мама, присутствующая рядом: «Мы ходили в музей, в библиотеки, подняли домашний архив. Столько всего прочитали! Обдумали, систематизировали»… Девочка вздыхает и пустым взглядом смотрит в пол.

Все ясно и понятно: учителя задали, родители сделали, ребенок сдал. Победил. Получил грамоту. Только, причем тут патриотическое воспитание? Я не о том, что не нужно помогать детям. Я о том, что помогать детям в стране, где говорят одно, думают другое, делают третье – бессмысленно. Дети остаются пустыми и отстраненными.

Вот если бы девочку спросили о чем-то гламурненьком, она бы ожила, заговорила… Потому что гламурное, пошлое и тупое сегодня популяризируется очень искренне и умело.

«Я испортила волосы! Их надо спасать!», «Это сын, который смотрел футбол без конца, который теперь ругает отца. За то, что на даче нет цифрового ТВ»… Бесконечные шоу, сериалы… Так глупо и страшно человеку в этом водовороте… Особенно от мысли, что в нем «барахтаются» дети. И никуда нем не деться от этого?
Защитник Дома Павлова
Защитник Дома Павлова

Солдат из Дома Павлова

Еще одно награждение. Мальчик 14 лет. Победитель конкурса рисунка к 75-летию Великой Победы. Он нарисовал солдата-победителя, участника обороны Дома Павлова. Высокие слова ведущих, похвалы подростку. Вручение грамоты. И… вопрос газетчиков: «Что ты знаешь о Доме Павлова, дорогой?». Удивленный и растерянный взгляд.

«Ну, ты же читал (смотрел документальные фильмы) о том, где находится Дом Павлова, какие события там происходили?». – «Нет». «А почему взялся именно за эту тему?». Молчание… Я не считаю, что не надо рисовать солдата-победителя из Дома Павлова. Но если ребенок по заданию взрослых взялся за тему, нужно подробно (или вкратце) объяснить пацану: «Осенью 1942-го в городе Сталинграде в ходе великой битвы бойцы 2 месяца удерживали оборону простого жилого дома. Не давали пройти фашистам к Волге». Хотя бы так…

Некогда объяснять. Надо выполнять план по воспитанию патриотизма. Современное образование (которое скоро оставит пару бесплатных уроков, остальное - за деньги) гордится бурным потоком знаний и сведений. Такого мир еще не видывал! Но скажите, зачем нужен этот мутный пестрый поток, когда чистые реки памяти, светлого, чистого, мудрого растворяются в нем навсегда? Зачем?

Фронтовая землянка.
Фронтовая землянка.

Умный человек «пляшет» без остановки

И еще штрих. Идет мероприятие с участием детей из приютов и домов-интернатов для умственно отсталых ребят. Последние (девочки в красивых платьях и мальчики в замечательной солдатской форме советских лет) танцуют танец под песню «Фронтовой вальс».

Вдруг у одной юной танцовщицы из волос выпадает заколка. Мальчик быстро поднимает ее и продолжает выделывать па. Эффектное завершение. Аплодисменты. Мальчик бережно вручает заколку девчонке. Воспитатель интерната для умственно отсталых детей возмущенно говорит: «Ты зачем поднял заколку! Так нельзя делать!». Паренек словно не слышит, улыбается, бережно приглаживает прядку девчушке, рад: заколка на месте!

Все верно: когда идет номер, надо вести роль, не отвлекаясь на мелочи. Это так. Собственно, вокруг нас все так и происходит. Падают и умирают люди, бедуют, горюют, стоят в тупике, отчаиваются... А вокруг - одни "продуманные танцоры" : продолжают «вести роль», делать селфи на фоне беды.

Выходит, только умственно отсталые сохранили чистоту чувств? Только умственно отсталым доступна искренность душевных порывов?

Мы – не отсталые. И страна у нас не отсталая. И руководство очень умное. Поэтому можем себе позволить говорить одно, думать другое, делать третье. Одна «загвоздка»: с таким подходом можно только самоуничтожаться. Но не жить и развиваться.

А так – все нормально. Социально-патриотическое воспитание у нас на высоте. Пока на почти недосягаемой. Скоро будет заоблачным. А потом вообще улетит. За ненадобностью. Ведь патриотами будут считаться те, кто купил больше товаров по рекламной акции какой-нибудь фирмы "Рога и копыта", или смачнее послал подальше старушку в автобусе, или тоньше откосил от армии... Новых критериев много.

Подписывайтесь на канал ВСЕ НЕ ЗРЯ

Ставьте класс! Благодарю вас!

Советую прочитать:

Учить бы рад... Прислуживаться тошно... О нелегкой доле школьного педагога