Найти в Дзене

Директоров школ «ломают» фашистскими методами – рассказ учителя в маске

Оглавление

Сегодня директор должен ухитриться угодить департаменту образования и не навредить школе

Цитата из х/ф «Маска Зорро» (реж. М. Кэмпбелл, 1998)
Цитата из х/ф «Маска Зорро» (реж. М. Кэмпбелл, 1998)

Директора школ сегодня поставлены в такие рамки, которые прежде показывали только в фильмах про фашистов. С одной стороны, они должны заботиться о реальных проблемах школы. С другой, вынуждены подлаживаться под доктрины и планы департамента образования. Которые с реальным положением дел согласуются очень плохо. Такое противоречие запросто может «сломать» и «расщепить» даже самые крепкие рассудки. Об этом наш корреспондент поговорил с Андреем Сергеевым, учителем, предпочитающим скрывать лицо под маской.

Очередной виток противостояния сообщества московской школы №113 и департамента образования Москвы. Активисты школьного движения провели серию одиночных пикетов у здания столичного депобра.

Противостояние началось ещё в середине января, когда один из учеников школы №113 набросился с кулаками на учительницу. Школьник решил таким образом наказать учительницу, которая, как ему показалось, порвала его наушники. Молодой человек посреди урока слушал музыку, и преподаватель попыталась прекратить это. В результате произошёл конфликт с применением физической силы.

После случившегося инцидента директор школы №113 Давор Туба подал в отставку. Департамент образования удовлетворил просьбу. Потому что по мнению чиновников, директор не справился со сложным учеником, не создал ему необходимых условий.

Однако родители других учеников школы, сами ученики, учителя – все возмутились таким поворотом. Стихийно созданное общественное объединение потребовало вернуть любимого директора. Департамент ответил отказом. И началось противостояние.

Следующим шагом, который уже запланировало общество школы №113 – это митинг. К нему готовы примкнуть люди из соседних школ.

Мы снова пообщались с Андреем Сергеевым, учителем одной из московских школ, автором видео-блога «Раковое образование».

Учитель Андрей Сергеев. Автор блога «Раковое образование»
Учитель Андрей Сергеев. Автор блога «Раковое образование»

Так как конфликт школы №113 напрямую завязался на департамент образования, мы попросили Андрея рассказать: а нет ли путей найти взаимовыгодный вариант? Может пойти по пути дипломатии, поискать какой-то способ примирения?

Слово Андрею.

По поводу директоров

Практически не осталось хороших директоров школ. Но ещё есть cтарой закалки. Им очень тяжело.

Почему? Потому что департаментом образования разработана целая программа перековывания людей. Не будем говорить громких слов, что она «фашистская», но что-то такое в фильмах про фашистов встретить можно.

Директора школ, сегодня на рабочем месте практически не бывают. Их постоянно гоняют по всяким совещаниям. На которых их стращают, забивают им в голову всякую фигню. Помимо выездных совещаний ещё есть селекторные.

Аттестация постоянно усложняется. На ю-тубе можно посмотреть, как директоров аттестуют. Их в процессе могут, фигурально выражаясь, «возить по столу лицом».

Для чего это всё делается? Для того, чтобы остались только лояльные директора, которые говорят этими избитыми фразами про вызовы времени. И про обязательную необходимость на эти вызовы отвечать.

Вызовы

По этой версии у нас сейчас вызов времени какой? Информационное общество. Дескать, много информации обрушивается на людей и прочие бла-бла-бла. Всё это повторяется настолько регулярно, что даже обычный запрос в поисковике завалит подобными выступлениями.

Понятно, что про это легко говорить. Во-первых, на этот «вызов времени легко отвечать. Ответы тоже уже заготовлены: цифровизация и прочее. Во-вторых, можно словеса развесить. Красивые, раздутые и пафосные. И при этом ничего, по факту, не сказать.

А главное – можно деньги на этом «осваивать».

А то, что реальные вызовы времени совсем в другом - это прошедшие «перековку» даже видеть не хотят.

Какой же этот вызов? Да, культура у нас вся развалилась! У нас нет никакой культуры. Абсолютно.

Что я имею в виду. Никакого уважения к старшим. Никакого уважения к профессионалам. Деньги поставлены во главу угла. И это так или иначе транслируется и детям.

И вот это РЕАЛЬНЫЙ вызов: в этих условиях общество не может детей учить. Старая школа не может учить детей. Даже не то, что «старая школа», а уже развалины старой школы. И никто не хочет это признавать.

Расщепление

В результате что получается? Голова каждого нормального ответственного директора школы должна уметь работать в двух противоречащих друг другу режимах.

С одной стороны, они находятся в школе, погружены в её РЕАЛЬНЫЕ проблемы, отлично их чувствуют. Нередко знают, как эти проблемы решались прежде.

А, с другой стороны, они подчинены департаменты образования. И там им в голову «имплантируют» определённую логику. Если эту логику включить при работе в школе, то будет только хуже.

И что получается? У многих директоров буквально «шиза» начинается, раздвоение личности. Это не только мое мнение. Об этом на полном серьёзе многие люди говорят, с которыми я встречаюсь.

Потому что два этих «режима» («школьный» и «департаментный») невозможно совместить. Об этом и психологи говорят, и философы. Невозможно жить, когда с утра ты должен вести себя одним образом, а вечером – строго по-иному.

И от этого у людей реально «крыша едет». Они на тебя смотрят и говорят: «Вот это чёрное». Хотя смотришь сам, это - «белое». И ты им это несоответствие не докажешь. Буквально.

Последние бастионы

Как в таких ситуациях выживают те нормальные директора, про которых я говорил выше?

Одного, например, я знаю. Директор отличной школы с углублённым изучением определённых предметов. Не буду конкретизировать.

Я понимаю, как он держится. Для начала, он старой закалки, у него стержень есть. Но выживает он не за счёт этого. А за счёт того, что в его школе есть фильтры: для поступления детям необходимо продемонстрировать незаурядные способности. Всех подряд к нему в школу не берут.

Второй, косвенный фильтр: деньги. Чтобы подготовить ребенка к такой школе необходимо вложиться. И если родители на такое готовы пойти, то значит это уже совершенно определённая семья. С совершенно определённым подходом к учёбе.

То есть у и школа сама по себе хорошая, и показатели хорошие. Ученики постоянно что-то где-то выигрывают. Призовые места на соревнованиях занимают.

Поэтому его, вроде как, не убирают. Департаменту тоже надо какие-то достижения демонстрировать. А на такую школу всегда можно сослаться, показать любому проверяющему.

Но таких директоров крайне мало. Прямо по пальцам сосчитать. Может не одной руки, но немного их в Москве.

А в основном все либо «молодые управленцы», успешно освоившие искусство подстраиваться под департамент. Либо старые, которых «перековали» и у них в головах откровенная «шиза».

Не исключено, что последним можно уже диагноз ставить. Как я подозреваю.

Другие материалы по данной теме

Ситуация в школе №113 привлекла внимание самых разных людей.

Эксперт по гражданскому обществу, радиоведущий Евгений Сатановский прямо указал, что сегодня учителя доведены до состояния холопов. И если они не будут отстаивать свои права, то скоро слово «педагог» вернётся к своему изначальному смыслу: раб, отводящий в школу детей хозяина.

Психолог, член общественного объединения психологов «Нравственное поколение» отметил, что случившееся в школе №113 носит системный характер. Этот конфликт показал, что сегодня необходимо вводить новый предмет «Человекознание». И его надо преподавать всем, начиная от учеников, заканчивая родителями.

На сторону департамента образования встал именитый педагог, академик Евгений Ямбург. Он назвал желание Давора Тубы вернуться в родную школу «окаянством». Такое мнение встретило критику сообщества школы №113.