В 1960-х самым известным сериалом о путешествиях во времени был, конечно, британский «Доктор Кто». Его концепция привлекла предприимчивых американских телепродюсеров и побудила к запуску в 1966 году схожего проекта «Туннель времени».
Когда продюсер и сценарист Ирвин Аллен приступил к работе над ним, в эфир уже выходили два его сериала: «Затерянные в космосе» и «Путешествие на дно моря». Тем не менее, он посчитал, что приключения во времени всегда привлекали аудиторию, поэтому они найдут своих зрителей.
Базовый сюжет таков: в 1968 году был открыт способ перемещения во времени, и хотя изобретение не доведено до совершенства, молодой специалист Тони Ньюмен самовольно испытывает его и попадает в прошлое. К нему на помощь отправляется более опытный учёный Даг Филипс. Пока они пребывают в разных исторических эпохах, коллеги в лаборатории прилагают все усилия, чтобы вернуть их в настоящее.
Для снижения бюджета создатели активно пользовались кадрами голливудских картин (иногда одними и теми же по несколько раз). Ни о какой исторической достоверности речи здесь не шло, целью создателей было развлечь зрителей в период расовых волнений и нарастания напряженности во Вьетнаме. По требованию продюсера сценаристы сокращали диалоги и добавляли сцены с погонями, драками и взрывами.
Все это не могло скрыть того факта, что серии грешат схематизмом, мешавшим сочувствовать героям: в каждой серии ученые оказывались либо в центре известного исторического события, либо незадолго до него (например, в первом эпизоде – на «Титанике»), сразу впутывались в неприятности, решали проблемы с помощью кулаков, а в это время наблюдавшие за ними на экране ученые пытались починить и настроить аппаратуру, чему иногда мешали вражеские агенты. Когда у Тони и Дага ситуация становилась критической, их перемещали в новую эпоху, где всё начиналось снова.
На протяжении 30 эпизодов непрестанных опасностей ученые ни разу не выказали следов усталости или голода, они мгновенно поправлялись после пыток, не испытывали языкового барьера при общении ни с современниками троянской осады, ни с библейскими персонажами, всегда хорошо выглядели даже после взрывов и пожаров.
Ощутив спад интереса аудитории, в последних эпизодах создатели стали все чаще включать в сюжеты элементы мистики, апокалиптической и космической фантастики: пришельцев, призраков и т.п.
Сегодня все эти огрехи выглядят уже вполне простительно, особенно среди тех, кто ценит тёплые ностальгические чувства, которые дарит сериал зрителям сегодня.
Последний эпизод завершался возвращением на «Титаник», и история грозила стать бесконечной.
Сериал сопровождался выпуском довольно интересных комиксов.
Читайте также на канале:
– Забытые фильмы классики подводной фантастики
– Странная фантастика забытого австралийского писателя о подземном мире
– О кинорежиссёрах, снимающих сегодня кино так, как его снимали в 50-60-х
– Детективный сериал 90-х о виртуальной реальности