Найти тему

Спрятанная мать

«Спря́танная мать» или «скры́тая мать» (англ. «The Hidden Mother») — современный термин[1] для обозначения жанра (поджанра) ранней фотографии, возникшего с её зарождения и исчезнувшего в 1920-е годы: фотопортрет ребёнка возле спрятанной за драпировкой или иным предметом матери. По мнению современных искусствоведов, появление такого жанра было вызвано несовершенством технической стороны фотографического процесса и особыми представлениями британцев викторианской эпохи о смерти и социальном статусе человекаПерейти к разделу «#Причины формирования жанра».

На фотографиях этого типа мать (или реже другой взрослый человек) удерживала ребёнка в устойчивом положении во время долгой экспозиции, поскольку любое движение его тела могло бы вызвать размытие изображения. Тем не менее в эту эпоху от матери ожидали, что она будет скрывать любые признаки того, что находилась в кадре. Некоторые из матерей на снимках прикрыты ситцем в цветочек и изображают из себя кресла, другие прячутся за диваном, так что видны только их руки, показывающие ребёнка как марионетку, третьи отворачивают голову от камеры, четвёртые укладывают волосы, чтобы они падали на лицо, закрывая его как занавес, на некоторых фотографиях лица матерей были полностью соскоблены, одна женщина просто прикрыла себя белой простынёй[2][Прим 1].

Изучению феномена данного жанра посвящены работы британских и американских историков искусства фотографии, прошли выставки, посвящённые снимкам «спрятанных матерей», крупные англоязычные средства массовой информации привлекли к ним интерес широкой читательской аудитории, возник рынок подобных фотографийПерейти к разделу «#История постановки проблемы существования жанра и его изучения».

История постановки проблемы существования жанра и его изучения Править

Писательница и фотожурналистка Белла Батерст писала, что данный жанр существовал со времени появления фотографии вплоть до 1920-х годов[3]. В 2010-е годы сформировался растущий интерес к таким фотографиям, а также рынок их покупки-продажи. В последние несколько лет дилеры выставляют цену от 5 до 20 долларов за фотографию на сайтах онлайн-покупок, таких как eBay. Некоторые экземпляры были проданы за сотни долларов. Изображения в хорошем состоянии встречаются редко. Одни фотографии были сохранены в защитных футлярах или рамах, другие хранились даже в карманах одежды и поэтому сильно пострадали[4]. Коллекционер Линда Наглер, однако, писала, что в то время, когда делались подобные фотографии, «они рассматривались как некие бревиарии». Свидетельством этого она считала, в частности, маленькие размеры значительной части изображений и заключение дагерротипов середины XIX века в чехлы из кожи, латуни, бархата или гуттаперчи. По её мнению, это показывает, что они имели большую духовную ценность для владельцев[5].

Книга Ли Маркс и Джона К. Депре Младшего — начало изучения жанра Править

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, 1470—1475

Редкий снимок «спрятанной матери» в саду, а не в студии. Коллекция Линды Наглер, № 0375, 12,5 х 8 см

В 2000-е годы к фотографиям «спрятанных матерей» привлекла внимание историк фотоискусства Ли Маркс. К лету 1991 года Маркс получила известность как дилер и консультант по фотоискусству, создала частную галерею Lee Marks Fine Art, стала одним из основателей Международной ассоциации арт-дилеров фотографии и некоторое время исполняла обязанности её президента. Вместе с мужем — журналистом Джоном К. Депре Младшим она зашла в антикварный магазин на севере штата Индиана. Они увидели фотографию ребёнка, полулежащего в кресле. Его пухлые щёки соответствовали упитанному телосложению женщины, стоящей за креслом. Эта фигура, по мнению Маркс, могла принадлежать только матери ребёнка, но её голова была обрезана на уровне шеи. Портрет вызвал у Маркс много вопросов. В частности: «Почему мать — лишь фон для ребёнка?», «Почему лицо женщины было удалено со снимка?». В памяти Маркс всплыли образы «Мадонны с младенцем», резко отличающиеся от этой фотографии. Она приобрела необычную фотографию и приступила к поискам других подобных снимков[6].

В 2005 году в Париже вышла на английском языке небольшая книга Джона Депре и Ли Маркс «Незримое присутствие» (англ. «The Hidden Presence»), в которой была поставлена проблема существования особого жанра ранней фотографии с изображением ребёнка и придерживающей его, но скрывающейся от зрителя, стоящей рядом с ним женщины. Исследователи собрали целую коллекцию подобных изображений (на её создание ушло пятнадцать лет[7]) и предложили объяснение феномену «спрятанной матери». По их мнению, мать держала малыша или удерживала более старшего ребёнка от ёрзания во время съёмки из-за длительной экспозиции фотокамеры XIX века. Маркс и Депре попытались также создать классификацию тех вариантов, которые использовались фотографом, чтобы скрыть факт присутствия женщины в кадре: она могла быть спрятана за занавесом или сидела на стуле, прикрытая покрывалом, а иногда находилась в пределах досягаемости за кадром, о чём свидетельствовала появляющаяся из-за рамки фотографии рука, дотрагивающаяся до ребёнка[8]. В отдельных случаях фотографы ликвидировали уже существующее на снимке нежелательное изображение взрослых, растворяя его в тёмном фоне комнаты или даже соскабливая лезвием ножа[7]. Маркс и Депре поставили ряд вопросов перед будущими исследователями данного жанра и выдвинули в связи с ними ряд гипотез[7]:

Относились ли к этому жанру самые первые фотографии новорождённого ребёнка?

Не были ли такие снимки фотографиями мёртвого или болезненного ребёнка, который не доживёт до совершеннолетия? Возможно, в этом случае они служили доказательством его существования для самих родителей.

Почему мать (или отец) на фотографии скрыты, а не сняты, держа с гордостью и нежностью на руках своего ребёнка?

Как этот жанр отражает роль женщины в XIX веке?

Почему владеющие техникой спецэффектов фотографы не обращают внимания на неумелую маскировку родителей?

Действительно ли фигуры, прячущиеся на фотографиях, были матерями детей, или это были няни, медсёстры, отцы, слуги, студийные помощники?

Маркс организовала выставку коллекции своих фотографий в Музее искусств Колумбуса (англ.)русск.[4].Коллекционер и архивист Линда Наглер в 2013 году опубликовала собственную коллекцию фотографий «спрятанных матерей»[9]. Впервые она обратила внимание на эту тему, когда прочитала на eBay объявление о продаже фотографии[2][10] с подписью «забавный малыш со спрятанной матерью»[10]. Десять лет ушло у неё на создание коллекции и анализ фотографий, ещё пять месяцев — на подготовку выставки на 55-й Венецианской Биеннале в 2013 году в Арсенале, где она стала частью экспозиции художественного критика Массимилиано Джиони (англ.)русск. «Энциклопедический дворец» (итал. «Il Palazzo Enciclopedico»). На этой выставке были представлены 997 фотографий. Витрина с ними занимала девять метров в длину и полтора в высоту (фотографии располагались в несколько рядов друг над другом). Она была изготовлена специально для выставки. Были представлены дагерротипы, амбротипия, ферротипы, альбуминовая печать и более поздние поляроиды, большинство из которых были созданы между 1840-ми и 1920-ми годами. Организаторы подсчитали, что выстроенные друг рядом с другом в одну линию фотографии заняли бы 57 метров[11]. Каталог выставки (англ. «The Hidden Mother»), вышедший в издательстве Mack (англ.)русск., содержит самую обширную на то время коллекцию фотографий «спрятанных матерей» — 1002 фотографии, на которых заснято 1930 детей и их матерей[12]. Наглер также включила в издание несколько научных статей, пытающихся интерпретировать этот жанр, в книге он иногда именуется также «поджанр»[13].

Книга и выставка привлекли внимание таких крупных англоязычных изданий, как The Washington Post[14], The Daily Telegraph[2], Daily Mail[15], The Independent[10], The Guardian[3], итальянская La Repubblica[16], шведская Dagens Nyheter[17]. Канал BBC также привлёк внимание своих зрителей к этому жанру[18]. На русском языке появились статьи в медиаизданиях[19][20] и научно-популярном журнале[21].

Работа Лоры Ларсон над темой «спрятанных матерей» Править

В 2017 году американский фотограф Лора Ларсон, которая экспонировала свои работы как на национальном, так и на международном уровне, в том числе в Музее искусств Бронкса (англ.)русск., Музее изобразительных искусств Метрополитен, Музее изящных искусств Хьюстона, опубликовала книгу «Спрятанная мать». Она представляет собой гибрид эссе по истории фотографии, мемуаров и беллетристики. Замысел книги родился во время судебного процесса по удочерению четырёхлетней чернокожей девочки из Эфиопии по имени Гадисса (само оно заняло семь месяцев[22]). С фотографиями «спрятанной матери» Ларсон тогда познакомил друг-фотограф. По словам автора книги, она увидела в этих фотографиях «своё растущее чувство привязанности к дочери». В интервью Ларсон говорила, что в книге размышляла о связях между фотографом и его объектом, между объектом и зрителем, а также затронула материальный аспект создания фотографии и позирования для неё. В ходе создания книги автор встретилась с Ли Маркс и Джоном К. Депре-младшим. Они позволили ей работать со своей фотоколлекцией, а также предоставили работы из неё для публикации в книге и показа на выставке фотографий «Спрятанная мать», которую организовала Ларсон[23][4]. Выставка прошла в художественной галерее Blue Sky (англ.)русск. в Портленде (штат Орегон), в Музее искусств Палмера (англ.)русск., в Мемориальном художественном музее Аллена (англ.)русск., в Музее искусств Кеннеди при Университете Огайо[24]. Ларсон ознакомилась с коллекцией Линды Наглер и сама собрала коллекцию фотографий, относящихся к данному жанру[23][4].

Лора Ларсон в интервью индийскому сайту экспериментальной фотографии The Kitab утверждала, что вдохновлялась в своём творчестве идеалами феминизма. В своих фотографиях она попыталась передать сложные переживания женщин без изображения самих женщин («в кукольных домиках куклы отсутствуют, чтобы сосредоточиться на этих миниатюрных пространствах и историях, предлагаемых этими крошечными комнатами»). Книга «Спрятанная мать» проблему отсутствующей женщины ставит, по словам Ларсон, буквально[22].Спрятанные матери в современных научных исследованиях и искусстве Править

Проблему существования подобных фотографий затрагивали доктор истории, австралийский учёный и писатель Рон Сутерн в книге «Дуб на Девичьей горе, 1850—1900» (2015)[25] и профессор философии в университете Де Поля Питер Х. Стивс в книге «Красивый, яркий, и ослепительный: феноменологическая эстетика и жизнь искусства» (2017)[26].

Линда Наглер создала в собственной студии фотографию «спрятанной матери» с использованием технологии и аппаратуры 2-й половины XIX века. В качестве модели предстала маленькая дочь её друга, который выступил в качестве ассистента при съёмке. Коллекционер размышляла о том, чтобы включить её в экспозицию выставки и в каталог подлинных изображений в качестве розыгрыша зрителей и читателей. Отец девочки в последний момент остановил Наглер от этого шага, объяснив, что он не смог бы вынести вида собственной дочери «среди стольких мертвецов»[27].

Доцент искусств в Университете Монтаны (англ.)русск. Дженнифер Комб в 2017 году создала фотографию, на которой выступила в качестве «спрятанной матери» со своей дочкой. Фотография в 2019 году была представлена на выставке «Истории женщины» в Центре фотографии Среднего Запада[28]. Профессор искусств в Honors College Университета Нью-Мексико и известная фотограф Меган Джейкобс создала серию фотографий «Спрятанные матери». Действие в них разворачивается в настоящее время. Матери завёрнуты в постельное бельё, расписанное цветами, что, по мнению фотографа, соответствует традиционным представлениям о женственности и домашнем пространстве[29]. Серия фотографий Меган Джейкобс была представлена на ряде выставок и получила отзывы в средствах массовой информации[30][31]. Поводом к созданию проекта стало знакомство фотографа с матерью, потерявшей одного из своих детей. «До того как фотографировать её, я не знала ни её, ни того, что один из её детей скончался», — признавалась Джейкобс. Фотограф также вплетала в свои снимки элементы своей собственной биографии. Некоторые из постельных принадлежностей когда-то принадлежали её бабушке, а собственные дети Джейкобс часто присутствовали на съёмочной площадке[32]. Серию подобных фотографий создала выпускница Миннеаполисского колледжа искусства и дизайна (англ.)русск. Саманта Рикнер, представлявшая свои фотографии на международных выставках в Веймаре, Эрфурте и Эрлангене[33].

В 2019 году лауреатом и номинантом международных кинофестивалей режиссёром Джошуа Эркманом был снят короткометражный художественный фильм ужасов «Спрятанная мать». В соответствии с сюжетом фильма, недавно овдовевшая мать получает в подарок от подруги старинную фотографию в жанре «спрятанная мать», в которой заключён злой дух, похищающий детей у владельцев снимка[34].