Найти в Дзене
Евгений Барханов

Начало войны в Афганистане

Документы кабинета министров, опубликованные через 30 лет секретности свидетельствуют:

В течение трех недель после советского ввода войск в Афганистан секретарь кабинета министров сэр Роберт Армстронг вел переговоры о том, как направить скрытую военную помощь в направлении «исламского сопротивления», которое сражалось с русскими (советскими). Подробная информация о том, как быстро были открыты тайные оружейные маршруты, чтобы помочь моджахедам, появилась из секретных документов кабинета, выпущенных в Национальный архив в соответствии с 30-летним правилом.

Документы показывают, насколько масштабные военные и дипломатические усилия - скоординированные с западными союзниками - были предприняты, чтобы победить СССР, и то, на что Тэтчер пошла, чтобы препятствовать участию в Олимпийских играх 1980 года.

Вскоре после того, как спецназ КГБ захватил контроль над Кабулом 27 декабря 1979 года, министр иностранных дел лорд Каррингтон выразил мнение: «Русские прибегают к большой лжи, говоря, что они вмешались по приглашению афганских властей ... мы должны принять все возможные действия, чтобы сделать их неудобными и донести до жителей СССР последствия своих действий ".

-2

В середине января 1980 года Армстронг направил премьер-министру «секретную, личную» записку о встрече в Париже высокопоставленных официальных лиц США, Франции, Германии и Великобритании. «Были некоторые дискуссии о поддержке сопротивления Афганистана вторжению советских войск», - пояснил он. «По понятным причинам я распространяю его отдельно от протокола для остальной части обсуждения».

-3

Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности США, рекомендовал предоставить афганским моджахедам, укрывающимся на территории Пакистана на «передовых позициях» непосредственно на границе с Пакистаном ракеты класса «земля-воздух» для защиты от воздушного нападения.

Французы предложили направить военную помощь через иракцев. Целью Запада, по их словам, должно быть обеспечение того, чтобы исламский мир "встревожился советским вторжением, которому будет способствовать поощрение продолжающегося сопротивления моджахедов".

Армстронг подчеркнул, что пограничной войны следует избегать, но «пока афганцы готовы продолжать сопротивление партизанской войны, а Пакистан готов… согласиться на то, что территория Пакистана будет являться базой для такой деятельности и будет способствовать снабжению отрядов моджахедов, отправляющихся вглубь Афганистана для борьбы с советским "порядком". Секретарь кабинета министров также направил записку Тэтчер, Каррингтону и «С» (главе МИ-6), в которых приводятся доводы в пользу военной помощи для «поощрения и поддержки сопротивления». Армстронг сказал, что наше вмешательство «усложнит процесс советского умиротворения Афганистана так, чтобы этот процесс занял как можно больше времени».

-4

В Лондоне были еще «секретные переговоры четырех держав». 1 февраля 1980 года Кэррингтон сообщил Тэтчер, что одной из основных идей, которые преследуются, была «поддержка патриотов в Афганистане посредством скрытых поставок оружия и обучения. Французские чиновники поддерживают это. Китайцы также заинтересованы; и США активно участвуют в этом отношении. Мусульманские деньги уже текут и могут быть достаточными ".

Канцлер ФРГ Гельмут Шмидт охарактеризовал позицию США как «крайне опасную» и «явную и существующую опасность третьей мировой войны». Кроме того, отношения между разведкой США и Великобритании не всегда были гармоничными. Протокол протокола совместного комитета по разведке (JIC) кабинета министров: «FCO интересно узнать, есть ли какие-либо доказательства, подтверждающие утверждение в отчете о ситуации в ЦРУ от 4 марта, что есть некоторые признаки того, что Советы могут заложить основу для военных - или другие операций - против Пакистана ". Аналитический документ по указанному вопросу от JIC был пренебрежительным, отметив, что не было никаких подтверждающих доказательств, и «действительно, информация, имеющаяся в распоряжении ЦРУ, не оправдывает такое утверждение».

(В дальнейшем вооружение Западом моджахедов в Афганистане рассматривается как один из факторов, способствующих росту «Аль-Каиды». Усама бен Ладен был выдающимся саудовским финансистом моджахедов).

-5

Правительство рассматривало возможность расширения вещания из свободного мира в Советский Союз и мусульманский мир. Кэррингтон предложил не дать герцогу Эдинбургскому вылететь летом в Москву на Олимпийские игры. 20 января 1980 года президент США Джимми Картер направил премьер-министру предварительное уведомление о своем намерении объявить бойкот США на Играх и попросил поддержки мирового сообщества. Идея уже обсуждалась в кабинете.

В письме Картера, адресованном Олимпийскому комитету США, говорилось: «Я не могу поддержать участие США в летних Олимпийских играх в Москве. В письме Картера, адресованном Олимпийскому комитету США, говорилось: «Я не могу поддержать участие Соединенных Штатов в летних Олимпийских играх в Москве, столице наций, оккупирующих вооруженными силами Афганистан».

-6

По мере того, как бойкот набирал темп, Тэтчер разослала серию писем ведущим фигурам в мире спорта, убеждая их держаться подальше от Москвы. Игры тем не менее состоялись.

Алан Брук Тернер, старший дипломат в московском посольстве, в июле направил телеграмму с описанием воздействия. «Несмотря на то, что цифры приходилось подстраивать в некоторых видах спорта или отдельными лицами (например, вьетнамские пловцы, у которых ранее не было спортивных рекордов), - отметил он. Однако, прошу обратить внимание, что советские власти могут организовать такое важное спортивное событие, как Олимпийские игры, и организовать его хорошо».

-7

Отношения между СССР и Западом в 1980-х гг. были очень напряженными, страны демонстративно нарушали диппротокол. Из-за военного присутствия СССР в Афганистане Тэтчер отказалась поздравлять Брежнева с юбилеем. Генсеку 19 декабря 1981 г. исполнялось 75 лет, за несколько дней до этого между Форин-офисом и канцелярией премьера на Даунинг-стрит развернулась переписка - коллеги советовали ей ограничиться хотя бы формальным поздравлением в 11 слов. Они даже ссылались на то, что лидеры Германии, Франции и США рассматривали возможность поздравления. Железная леди проигнорировала все советы и уговоры. "Афганистан? Я реально не считаю (подчеркнуто), что мы должны посылать поздравление", - написала она главе Форин-офиса лорду Питеру Каррингтону.