В конце апреля 1941 года Сталин позвонил Илье Эренбургу (русский писатель, поэт, военный публицист и журналист) и сказал, что его антинацистский роман "Падение Парижа" теперь можно опубликовать (по этому телефонному звонку Эренбург понял, что война с фашистской Германией стала по мнению Сталина, неизбежной).
Очень большую роль в Великой битве за поднятие морального духа советских людей летом 1942 г. сыграл Илья Эренбург; каждый солдат в Красной Армии читал Эренбурга; известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали лишний пистолет - пулемёт на пачку вырезок его статей. Можно любить или не любить Эренбурга как писателя, однако нельзя не признать, что в те трагические недели он, безусловно, проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немецким оккупантам на язык едкой, вдохновляющей прозы, этот рафинированный интеллигент интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди.
Чувством грозящей смертельной опасности проникнуто и стихотворение "Мужество", которое написала Анна Ахматова (хотя опубликовано оно было только год спустя) в 1942 году, во время эвакуации в Ташкенте.
Зимой 1941/1942 г. огромную популярность приобрели стихотворения Константина Симонова. Самое знаменитое у К. Симонова "Жди меня ...".
С момента его опубликования осенью 1941 году и в течение всего 1942 г. это было самое популярное в Советском Союзе стихотворение, которое миллионы женщин повторяли про себя, точно молитву.
Тем, кто не был в СССР в то время, трудно понять спустя столько лет, как много значили такие стихи буквально для миллионов русских женщин. Никто не может сказать, сколько сотен тысяч мужчин погибло на фронте, попало в плен, пропало без вести после 22 июня 1941 г.
Почти такую же важную роль играли другие поэты и писатели. Например, глубоко взволновала читателей поэма Маргариты Алигер "Зоя" о повешенной немецко-фашистскими оккупантами под Москвой девушке-партизанке Зое Космодемьянской. Эта поэма была переделана в пьесу. Она рисует сновидения нашей девушки - Зои, в ночь перед казнью, после пыток, которым её подвергли фашисты.
Большое значение имела и поэзия Суркова, например, написанное им в 1941 г. стихотворение в прозе "Клятва воина", заканчивавшееся словами:
"Слёзы женщин и детей кипят в моём сердце. За эти слёзы своей волчьей кровью ответят мне убийца Гитлер и его орды, ибо ненависть мстителя беспощадна" .
Огромное влияние на настроения людей оказывали статьи Эренбурга в газетах "Правда" и "Красная звезда" - яркие блестящие, пользовавшиеся колоссальной популярностью в Красной Армии. Их иногда критиковали за высмеивание немецких агрессоров, забывая, какой это страшный и грозный враг. Михаил Шолохов , Алексей Толстой и многие другие делали то же самое, что Илья Эренбург. В трудное лето 1942 г. мотив "все немцы - зло" прозвучал даже ещё отчётливее.