Привет!
Я обещал рассказать в деталях эту интереснейшую, полную неожиданных проблем и драматических поворотов, историю, когда в ней будет поставлена последняя точка и вот, на этой неделе, после пяти месяцев с момента решения о покупке, я получил от Canyon возврат моего VAT-налога, а значит, история действительно окончена.
Зачем и почему Canyon?
Во-первых, триатлету, который хочет заниматься по-серьёзке, нужна разделка, или "разделочный велосипед" или "велосипед для раздельных стартов".
"Раздельный старт" означает, что в триатлоне нельзя ехать в толпой, как это делают классические велогонщики, прячась за спину более сильных соперников, что позволяет до 30% снизить сопротивление ветру и экономить силы.
В триатлоне каждый борется с ветром самостоятельно и ехать близко к впередиидущему гонщику чревато дисквалификацией.
Поэтому, велосипед для раздельных стартов отличается от обычного шоссейного другой геометрией рамы и более агрессивной посадкой, улучшающей аэродинамику и предполагающую более "триатлонную" технику педалирования (шоссейным велогонщикам не нужно беречь ноги для последующего марафона).
Аэродинамика разделки позволяет существенно повысить скорость на плоских и мало-холмистых дистанциях.
Минусом же является то, что в горы на разделке ехать, конечно, можно, но удовольствие ниже среднего, да и никаких бонусов аэродинамики ты на такой трассе не получишь.
Моим приоритетом на 2020 является Ironman Hamburg, с одной из самых плоских трасс мира, и, покупка разделки, сильно помогла бы мне показать мое лучшее время.
Итак, мне нужна была разделка.
Я смотрел на варианты. Сравнивал характеристики. Оценивал, нравится ли мне лично расцветка. Читал отзывы. Спрашивал у знакомых владельцев о поломках и стоимости их ремонта.
И как бы я не крутил эти параметры, всегда среди вариантов присутствовали:
Cervelo P5
Canyon Speedmax CF 8.0
Решила, как обычно, цена.
Cervelo стоит 350 000р и еще нужно как-то привезти его из Италии в Россию, поскольку прямой доставки у них нет.
Canyon стоит 350 000р. НО!
1. У них бесплатная доставка по Германии.
2. Они возвращают VAT-налог если ты вывозишь велосипед из Евросоюза, а это, простите, 20% от цены.
3. Я могу получить его во время командировки и привезти в Россию, по сути, за счет работодателя.
Я работаю в немецкой компании и в декабре у нас как раз планировалась поездка в город Бонн, расположенный в 40 минутах на трамвайчике от Кобленца, где находится завод Canyon.
А летим мы Аэрофлотом, где бесплатный багаж и велосипед у них считается спортивным товаром, не требующим дополнительной оплаты.
Итого, за вычетом VAT, с авиаперелетом и проживанием, оплаченным компанией, велосипед выходил в 280 000р.
Надо брать!
Как я оформлял заказ
В начале ноября я решил, что беру Canyon.
Но нужно было позаботиться о возврате VAT.
VAT - Value Added Tax, аналог нашего НДС, от уплаты которого я освобожден, так как не являюсь резидентом Евросоюза. То есть, я плачу его при покупке, а затем мне его возвращают.
Вместо этого я, по идее, должен заплатить таможенную пошлину при ввозе в РФ, но, к счастью, пока от пошлин при ввозе авиасообщением освобождены товары стоимостью до 10 000 евро. Вот если бы я заказал доставку велосипеда в Финляндию и там вез бы в Питер на машине, мне пришлось бы заплатить немало, поскольку с 1го января 2020 лимит снижен до 200 евро =)
Для того, чтобы вернуть VAT мне нужно было:
a) Сделать заказ с Billing Address в России;
б) Вывезти велосипед нераспакованным;
в) Предъявить запакованный велосипед и свой российский паспорт таможенному офицеру при выезде из ЕС;
Таможня ставит печать на документы, что я действительно вывез велосипед, после чего я отправляю эти документы Canyon'у и они, на основании этого, возвращают мне VAT.
Кажется, все просто.
Но, оказалось, на сайте Canyon нет возможности выбрать в выпадающем списке стран Россию. Ее просто нет.
Пришлось писать в поддержку, спрашивать что делать.
Ответили мне, разумеется, какую-то чушь. Как будто вообще не поняли, о чем я их спрашивал.
Через несколько итераций мне удалось добиться ответа: мне нужно создать заказ с любой другой страной, после чего снова написать в саппорт с просьбой изменить страну на Россию.
Я тут же это сделал, написал в саппорт и....
...получил ответ, что они так не делают и не будут мне менять адрес на Россию.
Попытки объяснить, что мне так сделать сказали их же коллеги, с приложенными копиями писем с их же адреса, ни к чему не привели.
Но мне удалось добиться нового алгоритма: писать все данные заказа на email отдела продаж, чтобы они завели мне заказ вручную.
Окей.
Все написал: какой вел хочу, куда его нужно доставить и какой нужно написать Billing Address.
Адрес доставки у меня был указан отель, в которым мы останавливались и...
...я получил ответ, что Canyon не доставляет в отели, так как они "had very bad experience" при доставках в отели. И я должен указать другой адрес в Германии.
Попытки объяснить, что я, мать вашу, турист, я живу в отеле, у меня нет другого адреса в Германии и я, черт побери, сейчас have very bad experience with Canyon, разумеется, ни к чему не привели.
Или давай адрес в Германии и не отель, или иди нахер.
Олло, я у вас вел почти за 5 000 евро покупаю, не ссаную безделушку!
Ладно, захожу на Airbnb, пишу нескольким хостам в Бонне, не могли бы они принять большую коробку с велом, если я заброню у них жилье.
К счастью, одна милейшая фрау по имени Ola согласилась на эту авантюру и даже сходу спросила, не Canyon ли я собираюсь заказывать.
Мгновенно отправляю эти данные в Canyon и получаю ссылку на оплату.
Ввожу данные своей карты и...
..."transaction cancelled" 🤬
Пишу в саппорт Canyon, они в отказ. Проблема, говорят, скорее всего, в банке.
Звоню в Raiffeisen. "Да, вы знаете, подозрительная транзакция, мы ее не исполнили и заблокировали вам карту."
Отлично! Когда разблокируете?
Полчаса-час.
Ок. Сижу, пожевываю щеку от нетерпения.
Через полчаса вновь пытаюсь оплатить, "transaction cancelled".
На этот раз звонят из банка сами.
— Вы знаете, — говорят, — Мы тут увидели подозрительную транзакцию на дофига денег и заблокировали вам карту.
— А вы не заметили, что я полчаса назад оставлял у вас заявку на то, чтобы ее разблокировать после транзакции на ту же сумму?!
— А... Точно... Мы сейчас тогда еще одну создадим. Через полчаса-час попробуйте еще раз.
В общем, с третьего раза, мне, наконец, удалось оплатить заказ.
Как я получал заказ
Теперь оставалась проблема доставки.
Ola, как и все нормальные люди, работает днем, поэтому может получить коробку утром или вечером, о чем мы с ней и договорились.
Canyon доставляет DHL, а уж у такой-то компании есть возможность указать желаемое время доставки.
Ну, это я так думал 😉
Зайдя на страницу подтвержденного заказа я увидел, что к Delivery Address почему-то добавлен мой телефон, хотя я отправлял им телефон Ola вместе с новым адресом доставки.
Я снова написал в саппорт с просьбой изменить телефон, а то я волнуюсь, что курьер не сможет ей дозвониться, чтобы согласовать время доставки.
— Погодите! — сказали мне в поддержке, — Это ж DHL, они не будут никому звонить и что-то согласовывать. Они просто привезут коробку в рандомное время, а если никого дома не будет, отправят в ближайшее почтовое отделение 🤬
Европейский сервис!
Даже в России курьер звонит и привозит заказ тогда, когда ТЕБЕ удобно, а не курьеру!
Я уже представил себе, как мне придется напрягать Ola тащиться на какую-то почту, поскольку доставка была на ее имя, тратить ее выходной, да еще непонятно, как в выходные работает немецкая почта (скорее всего, никак). Кошмар!
Я написал все это Ola, решили, что она сама попробует позвонить в DHL и выяснить этот вопрос в день, когда будет запланирована доставка.
В итоге, когда эта дата появилась, она сказала, что ее муж останется дома, чтобы принять мою коробку.
Вот это немецкое гостеприимство...
Ради какого-то левого чувака, забронировавшего комнату на один день, да еще напрягающего с доставкой огромной коробки с велосипедом, так запариться.
И вот, наконец, она прислала мне сообщение, что коробка у нее!
Конечно, "relax" я мог только когда вел будет собран, а Canyon пришлет VAT refund, но как минимум половина дела была сделана.
Как я вез Canyon в Россию
Прилетев в Германию, первым делом я, конечно, отправился к Ola, чтобы забрать коробку и поехать в Bad Honnef в пригороде Бонна, где у нас было рабочее мероприятие.
Мило пообщавшись и расстроив Ola и ее мужа, что я не остановлюсь у них даже на одну ночь, да вручив подарки из снежной России (и бутылку Mintu из снежной Финляндии), я забрал свой Canyon и отправился на вокзал Bonn-Beuel Bahnhof, откуда отправлялся поезд до Bad Honnef.
Конечно, с таким объемным товаром было немного неудобно в общественном транспорте, и, тем более, топать пешком от вокзала Bad Honnef до отеля, но я как-то справился.
Неделю коробка стояла у меня в номере, и вот, наконец, пора везти ее в Питер.
- 15 минут пешком от отеля до вокзала Bad Honnef
- 40 минут на трамвае от Bad Honnef до Bonn Hauptbahnhof
- Полтора часа в поезде из Бонна в Дюссельдорф
- 3 часа в воздухе
- 45 минут на такси из Пулково
Пришлось попотеть на первом этапе, поскольку коробка тяжелая, а в Бонне в декабре не сильно холодно, но дальше до аэропорта все прошло без приключений.
Люди периодически тыкали на меня пальцами, по-немецки, английски, и даже один раз по-русски говоря друг другу: "Смотри, чувак Canyon купил".
Узнают бренд 🙂
В аэропорту Дюссельдорфа поставил печать и отдал вел в багаж.
Прилетев в Пулково с радостью увидел свою коробку на выдаче негабарита:
Пограничники совершенно не обратили на меня внимания, хотя я был готов продемонстрировать им инвойс на велосипед, с суммой в два раза меньше беспошлинных 10 000 евро, если у них возникнут вопросы.
Коробка доехала без малейших царапин или повреждений и оставался один последний пункт: вызвать такси.
И тут, разумеется, меня снова ждали проблемы.
Яндекс, у которого можно выбрать галочкой "минивен", временно сошел с ума и перестал видеть путь через город или ЗСД:
2.5к рублей за полчаса пути по ЗСД как-то многовато.
А так как Яндекс купил Uber, тот тоже вышел из игры, показывая мне точно такой же тариф.
Остался Gett, у которого нет возможности заказать именно минивен.
Окей, у нас же есть комментарии!
Отставляю заказ, добавив капсом:
"ВЕЗУ ВЕЛОСИПЕД В БОЛЬШОЙ (!) КОРОБКЕ! НУЖЕН МИНИВЕН, SUV ИЛИ ХОТЯ БЫ ЛИФТБЭК!"
Через минуту звонок:
— А коробка влезет в KIA Optima?
— Понятия не имею, я не в курсе размеров багажника всех моделей всех марок автомобилей. Думаю, нет.
— А я думаю, да. Сейчас приеду!
Ну, ок. Мне что-то помнится, что, вроде, KIA Optima есть (или была когда-то) в кузове лифтбэк, чувак явно прочитал комментарий к заказу, если спрашивал про коробку, наверное, он знает что делать.
Приезжает, естественно, седан. В который коробка не лезет никак.
Отменяю заказ, создаю новый, такой же.
— Шкода Октавия сейчас приедет, возил уже велосипеды.
Отлично!
Октавия точно есть лифтбэк, коробка туда влезет 1000%!
Приезжает, естественно, седан. 🤦♂️
— Не ссы, — говорит мне не очень русский водитель, — И не такое возил, ща засунем.
И начинает чуть ли не ногой утрамбовывать вел. Коробка рвется по всем швам, я начинаю опасаться за целостность карбоновой рамы.
Все, тормози.
— А давай, — Предлагает мне водитель, — Коробку порвем и выкинем?
Ага, а потом я раму, колеса и еще сотню отдельных деталей в руках понесу, конечно.
Пока водила вытаскивал наполовину утрамбованную коробку обратно он умудрился еще больше ее порвать, а, главное, пнуть ногой и, разбить в вдребезги содержимое моего пакета из Duty Free, стоявшего в пяти метрах от машины.
Покойся с миром, литровая бутылка Jagermeister'а 😥
Делаю третий заказ, проторчав на парковке Пулково уже почти час.
Звонок.
— Еду, скоро буду.
— Седан? Не влезет в седан коробка.
— Не ссы, у меня минивен.
Ну наконец-то.
Просто поставили коробку на задний ряд и спокойно докатились по ЗСД.
В пути мне водитель рассказал, что один раз вез вел, который стоит 200 000р!
— Прикинь, — Говорит, — Вел! За Двести тыщ! Совсем люди ебанулись.
Я решил его не расстраивать и согласился, что да, ебанулись, велы за 200к покупать.
И вот, вел, наконец, дома.
Как я VAT возвращал
Все знают, как работает наша почта и судьбу своих 70 000р я решил ей не доверять.
Упаковав все документы в конверт и наклеив адрес, я попросил друга, который так же летел в декабре в Германию в командировку, наклеить там немецкую марку и опустить в немецкий же почтовый ящик.
По заверениям Canyon, VAT они возвращают в течение 2х недель.
У меня это получалась первая неделя января. У нас праздники, но немцы-то работают со 2го января.
Короче, я ожидал получить VAT refund сразу после наших новогодних праздников, когда отдуплятся наши банки и начнут проводить транзакции. Веб-сервисы же тоже должны отдыхать, ну, вы знаете.
Праздники проходят, денег нет 🤷♂️
Пишут в Canyon, ответа нет неделю.
Ну, думаю, нормально все. Деньги с меня получили и врубили русский сервис.
Пишу в live-чат саппорта, там они хотя бы не могут меня проигнорировать, хотя висеть в ожидании своей очереди приходится по часу.
Субер аттак, значит. Ну ладно, подождем "three days".
Через неделю ничего.
Снова пишу.
"Within the next days". Ну ладно, ждем.
Короче, так прошел еще месяц.
Каждую неделю я писал в Canyon письма и в чат, каждую неделю они мне обещали, что вот-вот.
Радует, что хотя бы признали, что получили мои документы, а то могли бы вообще сказать, что не было никаких бумаг, ничего не знаем.
И вот, в итоге, на этой неделе я получаю смс от Райффайзена, что пришел "Возврат суммы покупки от Canyon.com"
Великая эпопея завершена 😌