Глава 25
В некоторых городах вспыхнули бунты. Самыми трагическими стали события в Новочеркасске, где в день повышения цен рабочим объявили о снижении расценок. Началась забастовка. Бастующие перекрыли железнодорожные пути. Милиция арестовала зачинщиков, но это привело только к тому, что в городе начался массовый митинг с требованием освободить арестованных. В город вошли танки и автоматчики. Выступления были жестоко подавлены, сотни людей осуждены по уголовным статьям. Девять человек приговорены к расстрелу. Средства массовой информации об этом инциденте не сообщали, однако, утаить это от народа было невозможно.
Осенью этого года обострились отношения с Западом. Западные страны не принимали советские предложения превратить Берлин в демилитаризованный город, и Хрущёв пригрозил принять односторонние меры. 13 августа 1961 года восточную и западную части города разделила бетонная стена, выстроенная за одну ночь.
Осенью разразился «Карибский кризис», поставивший человечество на грань ядерной войны. Он возник после того, как СССР разместил на Кубе баллистические ракеты. Американский президент Кеннеди не немедленно потребовал их убрать и объявил морскую блокаду острова. Фактически, СССР был предъявлен ультиматум. Хрущёв проявил государственную мудрость и отступил. Военного столкновения, которое могло привести к мировой войне, удалось избежать.
Жестокое противостояние с Западом Хрущёв умело сочетал с призывами к мирному сосуществованию. Это позволяло вести диалог с Западом, но одновременно обостряло отношения с Китаем. Причины разногласий с Китаем были идеологическими. Китайское руководство сохраняло верность заветам Сталина и наряду с СССР претендовало на лидерство в международном коммунистическом движении.
Китай объявил вывод советских ракет с Кубы предательством дела социализма. С точки зрения китайского лидера Мао Цзэдуна третья мировая война должна была стать зарёй нового социалистического человечества.
Наступил новый 1963 год, где меня ожидал непочатый край работы. Должен отметить, что в учебно-воспитательном процессе школа делала заметные шаги к улучшению. Главным принципам своей работы я считал объективность, стремился создавать условия для творческой работы каждого учителя, помогать хоть небольшому, но росту каждого из них. Коллектив был небольшим, и я мог за два года в деталях изучить работу каждого педагога.
Авторитет школы постоянно возрастал, в коллективе отсутствовала нервозность, учителя стремились трудом показать себя с лучшей стороны, а администрация школы помогала ему в этом. В школе не было не то что правонарушений, а и обычных нарушений дисциплины.
Стабильно работал хоровой кружок под руководством Е.И. Сальниковой. На районных олимпиадах мы занимали не только призовые, но нередко и первые места. Хотя материальная база школы оставалось очень слабой, отсутствовало электроосвещение, но и в этих условиях наши выпускники хорошо оканчивали школу, а большая часть из них поступала в ВУЗы и техникумы.
Весь январь 1963 года я провёл в санатории на Кавказе. От школы находился далеко, но мыслями был всегда с ней и со своей семьёй. Галя уже училась в первом классе, а Нина заканчивала четвёртый. С Кавказа домой я высылал несколько посылок с фруктами, которых у нас так не хватало.
В то время на Кавказе было полное изобилие фруктов, стоили они очень дёшево. Причём, все они были выращены здесь же – в то время завоз товаров из-за границы был немыслим. В центральную часть России, то есть, в наши края, фрукты завозили из Молдавии и других южных союзных республик.
Находясь в Пятигорске, за время пребывания в санатории, с экскурсиями я объехал весь Северный Кавказ. Побывал даже в Грозном – красивом городе, где жили хорошие, мирные люди, занятые обычным трудом и хорошо относящиеся ко всем народам. Было невозможно представить, что чеченский народ будет воевать с Россией.
Материальное положение людей, живущих на Кавказе, по сравнению с Россией, было значительно лучше. Здесь можно было купить буквально всё. У нас в Мордовии с продуктами питания были сложности – в частности, часто с прилавков магазинов исчезал сахар, такие крупяные изделия, как рис, гречка, пшено. Правда, моя семья недостатка ни в чём не ощущала. Мы жили хорошо потому, что учительской зарплаты было достаточно, чтобы содержать семью, а зарплаты директора и подавно.
Зимой 1963 года все сёла Мордовии были электрифицированы. В школе загорелись «лампочки Ильича». В феврале провели остекление нового здания школы, и я сосредоточил все силы на подготовке к отделочным работам, то есть, к покраске и побелке внутри помещения. В мае нанял большую бригаду отделочников, которая работала по 15 часов в сутки.
Все, кто работал на строительстве школы, хорошо зарабатывали, потому, что работали в две смены и более. Не важно, сколько времени работать, важно заработать больше денег – вот основной принцип человека, стремящегося поправить своё материальное положение.