Турецкая армия и ее наемники мобилизуют силы в Идлибе, сирийская армия готовится. В то же время Россия обострила свою риторику с Турцией. Несмотря на все эти факторы, аналитики считают, что ситуация скоро будет урегулирована.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз пригрозил вчера начать военную операцию против сил режима в Идлибе. Во время своего выступления перед парламентским блоком Партии справедливости и развития (ПСР) он заявил, что военная подготовка к широкой операции закончена, и сейчас президент Турции посылает последнее предупреждение сирийскому режиму – вывести армию за турецкие наблюдательные пункты в Идлибе.
Угроза Эрдогана прозвучала после того, как он заявил, что переговоры Анкары и Москвы по Идлибу не увенчались успехом. Кремль отреагировал на это, предупредив Турцию, что военные действия против режима будут наихудшим сценарием.
Давая оценку тому, что будет происходить в Идлибе мы должны вспомнить о причинах турецкой интервенции в Сирию.
Ложь Эрдогана, которой он оправдывает свою агрессию против Сирии
Президент Турции опирается во всех своих заявлениях о турецком военном вмешательстве в Сирию и продолжающейся агрессии, будь то военная или неограниченная поддержка наемников в Сирии с начала кризиса, на соглашение в Адане, подписанное в 1998 году при египетской и иранской поддержке.
Однако и в зависимости от условий соглашения у Турции нет никаких оснований для интервенции, подобной той, которую она проводит сейчас. Поскольку интервенция требует одобрения двух сторон – Сирии в том числе. Но Турции это безразлично. Соглашение позволяет турецкой армии заходить только на глубину 5 километров из-за существования реальной угрозы ее национальной безопасности только для того, чтобы защитить свои границы, не вторгаясь напрямую на сирийские территории, не финансируя вооруженные группировки и не устанавливать военное влияние на сирийских землях.
Министерство иностранных дел режима неоднократно отвечало на обвинения турецкого президента: «Анкара нарушила Аданское соглашение, поддерживая террористические группировки с 2011 года, финансируя, обучая и облегчая их проход в Сирию или оккупацию сирийских территорий».
Палестинский профессор международного права Абдул Карим Шубейр подтверждает агентству «Хавар Ньюс», что Турция не имеет никакого законного права или оправдания вмешиваться или осуществлять любую форму вмешательства в дела Сирии. Подобные вмешательства – нападение, оккупация земель суверенного государства: «Земли, на которые турецкая армия начинает свое наступление, должны рассматриваться как оккупированные территории, на которые распространяется международное гуманитарное право. Любые действия Турции на этой оккупированной земле являются недействительными в соответствии с международным правом и всеми законами мира представляют собой военное преступление и серьезное нарушение международного права и Римской конвенции, которая рассматривает любую оккупацию или вмешательство грубой силы как военное преступление, за которое это государство должно нести ответственность».
Профессор отмечает, что международное сообщество должно нести ответственность и предотвращать действия Турции в Сирии на основе норм прав человека и уголовного права.
Эскалация в Идлибе: возможное военное столкновение и изменение риторики Турции
Шансы на широкое военное столкновение между Турцией и сирийским режимом хоть и есть, но невелики. Турция осознает, что она проиграет битву в Идлибе по двум факторам: первый – это силы режима, которые имеют право очищать города от вооруженных группировок, а второй – то, что все эти операции происходят на сирийской земле, а не на турецкой.
В это же время другие политологи считают, что турецкие угрозы – лишь слова, и что Эрдоган хочет посредством таких угроз получить уступки от Дамаска и Москвы в расширении военно-политического влияния в Идлибе.
Вопреки угроам Эрдогана, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что на переговорах по Сирии произошло сближение с Россией.
Политолог и писатель Мохаммед або Мехди дал интервью агентству «Хавар Ньюс». Он считает, что ситуация в Идлибе не превратится в широкую военную эскалацию.
Ни одна из сторон не объявила о своем отказе или расторжении Сочинского соглашения, но на практике Турция неоднократно нарушала это соглашение, поддерживая вооруженные группировки, бомбардируя и обстреливая объекты сирийской армии самостоятельно или с помощью своих прокси. Из-за этого сирийская армия понесла очень серьезные потери, что подтолкнуло режим к наступлению.
«Действия Сирии на местах, безусловно, происходят в координации с Россией, и это беспокоит Эрдогана. Это побудило его пересмотреть свое поведение, поскольку мы неоднократно слышали от более чем одного российского чиновника неоднократные предупреждения о нарушении Турцией Сочинского соглашения. Последнее заявление было сделано министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, который подчеркнул, что Турция не придерживается Сочинского соглашения и поддерживает вооруженные банды, и что сирийская армия не отступит от своих недавних шагов и того, чего она достигла на местах».
Он продолжил: «Сегодня министр иностранных дел Турции говорил об укреплении сотрудничества с Россией, вопреки угрозам турецкого президента начать военную операцию».
«Турция делает шаг назад и избегает угроз. В свою очередь, сирийская армия продолжает свои действия. Турция понимает, что эскалация и начало военной операции нанесут ей большие потери и что она не получит ожидаемой выгоды».
Источник: anfrussian.com