Царский поезд был построен Александром III для своего сына и наследника Николая в 1895 году на Николаевском заводе. Этот маленький состав был расширен еще 3-мя вагонами после его коронации.
Далее состав продолжал расширяться по мере роста свиты и семьи Николая II, увеличению путешествий и деловых поездок последнего императора России. Перед отречением в 1917 году императорский поезд состоял уже из 11 вагонов.
Состав содержал передовые технологии и царский лоск. Например французская ванна Николая II и его супруги была выполнена из меди и серебра (серебро обеззараживает воду). И содержала специальные отражатели по бокам чтобы избежать брызг воды во время движения поезда.
Все вагоны были выкрашены в темный однотонный цвет и украшены многочисленными императорскими гербами. Сварные швы снаружи были покрыты позолотой. Вы можете сказать - шиковал царь в нищей России, где народ голодал! Но Вы же не думаете - что Ленин, Сталин, Брежнев, Ельцин были скромнягами в жизни? Если бы они ездили все с нами на электричке их бы не поняли правители других стран.
Внутри вагоны были обиты мягкими драпировками для абсолютного комфорта и бесшумности. Для обивки использовался шелк, кожа и бархат, пол был обит линолеумом и лежали персидские ковры.
Стены и потолки были обиты дубовыми, ореховыми и березовыми панелями. Свет давали электрические лепные люстры и бронзовые светильники. На стенах висели фотографии династии Романовых, губерний России и иконы.
Окна поезда были закрыты фисташковыми занавесками и у каждого члена царской семьи и свиты были свои отдельные купе. В каждом купе была ванная комната (умывальник) и туалет.
Кушала императорская семья в отдельном вагоне с ресторанным салоном. По давней традиции императорская чета выпивала каждый обед по бокалу красного вина. Подавали перемену из 5 блюд с учетом личных диет.
Дети с императрицей в свободное от уроков время развлекались настольными играми: домино, шахматы, шашки. Срубить разок козла любил и сам Николай II.
Но в поезде сидеть все равно было тяжко и семья радовалась многочисленным остановкам и приемам местных делегаций. Пока отец отдувался, дети под охраной лейб-гвардии весело бегали недалеко от железнодорожного состава в зеленом русском поле.
Именно в этом поезде император примет представителей Государственной Думы 2 марта 1917 года. Царский поезд станет последней маленькой империей Романовых и свидетелем отречения царя и трагедии России. На нем потерявший корону российский император прибудет в свой дворец в Петергофе и навсегда с этим поездом расстанется
После революции императорский поезд станет экспозицией музея Петергофа в качестве демонстрации роскошной жизни эксплуататоров трудового народа. В 1941 году Петергоф будет захвачен немцами и в ходе бомбардировок и сражений царские вагоны сгинут в огне.
Некоторые предметы продолжают храниться в музеях Царского села под Санкт - Петербургом.
Фотоистория: коронация Николая II I Русская деревня XIX века I Императорский поезд
👍 вверх и Подписывайтесь: В Контакте I Дзен © А.Лукинский