(ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ РОМАНА ГРИБАНОВА "БОГИ ВОЙНЫ")
Директора сотен предприятий были эвакуированы в Челябинскую область с территории, временно оккупированной немцами в начале войны. Армия отступала, теряя города и взрывая находящиеся в них заводы. «От границы мы землю вертели назад, было дело – сначала. Но обратно её закрутил наш комбат, оттолкнувшись ногой от Урала...». От Урала, где случилось то, что потом все ведущие бизнес-специалисты мира назовут «русским экономическим чудом». Когда за считанные месяцы в Челябинской области заработали 315 заводов, давшие фронту гранаты и патроны, легендарную «Катюшу» и грозный Т-34, броневое стекло для боевых самолётов и броневую сталь для танков. Был создан невиданный промышленный щит, с которым русский воин вышел один против всей Европы. И победил!
Чуда не было, просто люди умели работать. Иосиф Сталин и Лаврентий Берия в Москве знали, что Исаак Зальцман в Челябинске, Григорий Носов в Магнитогорске, Пётр Карпенко в Чебаркуле и другие директора уральских предприятий их не подведут. Именно на директорах лежал самый тяжёлый груз колоссальной ответственности за беспрерывную поставку на фронт столь необходимого армии оружия.
Это были не те директора, что имеют роскошные кабинеты, лощёных секретарш и «золотой парашют» к зарплате в случае увольнения. В случае увольнения их ждал расстрел за невыполнение боевого приказа Родины. Всё как на фронте. И совещания эти директора собирали не в кабинетах, а прямо в цехах, проводя на производственных площадках дни и ночи.
Возглавившего в годы Отечественной войны в Челябинске производство танков Исаака Зальцмана в фашистской Германии называли Panzer König – «королём танков». Уважали! Некоторые историки вообще считают, что если бы не Зальцман, то ещё неизвестно, устоял бы СССР в «войне моторов». И доля правды в этом утверждении есть. Если бы не Зальцман и не челябинцы, поверившие в своего железного директора...
За считанные месяцы 41-го года фашисты захватили значительную территорию нашей страны. Враги рассчитывали, что без превращённых в руины заводов русская армия останется без оружия, некому и негде будет производить столь нужные фронту танки. Из окружённого Ленинграда на Урал успели эвакуировать оборудование Кировского завода, на котором производили тяжёлые танки КВ. Спешно выгруженные из поездов станки устанавливали прямо на земле. И на пронизывающем ветру, в дождь и снег, днём и ночью рабочие во главе с директором Исааком Зальцманом собирали бронированные корпуса, ладили траки и пристреливали орудия танковых пушек. Зальцман успел, машины с Урала пришли на подмогу вовремя, немецкую армию удалось остановить буквально в шаге от Кремля.
В Челябинске до этого момента выпускали сугубо мирную продукцию – трактора. Но приехал Зальцман, и всего через месяц с заводского конвейера стали сходить танки. Мировая история промышленности не знала ничего подобного. И союзники, и враги просто ахнули от того, как буквально в одно мгновение уездный Челябинск стал мировым центром танкостроения – грозным Танкоградом, где всем управлял всесильный Panzer König. А немцы от такого аханья вскоре стали реально задыхаться, ведь «король танков» добился ещё одной невиданной задачи: на ЧТЗ стали делать по 15 машин в день, а всего на заводах страны производилось в сутки по 100 танков. Это заслуга именно Исаака Зальцмана, ставшего в 1942 году народным комиссаром (министром) танковой промышленности СССР.
На совещания с начальниками цехов Зальцман брал с собой пистолет. И демонстративно клал его на стол при обсуждении сроков выпуска новых танков. Всем показывая, мы – в тылу, но мы – на войне, за невыполнение приказа, за нарушение дисциплины и халатное отношение к делу могут последовать самые крайние меры. Да, требовал он жёстко, порой даже жестоко, но Зальцман и о людях заботился, понимая, что всё зависит только от человека. Он ввёл на заводе специальные продуктовые пайки для молодых рабочих, они назывались УДП (усиленное дополнительное питание). Ну как «усиленное»? Кусок ржавой селёдки и ломоть хлеба. Танкоградцы с усмешкой прозвали их «Умрёшь днём позже». Узнав пророждённый в цехах мем, директор был доволен: «Шутят? Значит, настроение хорошее. Будем работать!».В 43-м году Исааку Моисеевичу пришлось из министерского кресла вернуться на ставшие родными цеха ЧТЗ. Перед челябинцами и Зальцманом опять стояла задача одним рывком удивить мир. Уж очень крутые танки появились у фашистов: «Тигры» и «Пантеры» расстреливали наших издалека и сами были настолько защищены броней, что для русских снарядов становились неуязвимыми. То есть были неуязвимыми, пока Зальцман и четэзовцы не представили свою новинку. Сделанная рабочими Танкограда самоходная артиллерийская установка Су-152 «Зверобой» стала для немцев сущим кошмаром. Её почти 50-килограммовые снаряды проламывали броню фашистских «зверей».
Чтобы добить врага, Танкоград прислал на фронт ещё один ужас для Гитлера – тяжёлый танк прорыва ИС, по своим тактико-техническим характеристикам превосходящий все аналогичные танки в мире. Германия была разгромлена.
Книга «Боги войны из Челябинской области. Они спасли мир», издана в рамках проекта Урало-Сибирского Дома Знаний «Южный Урал. Опорный край Победы», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.