Всех служивших и причастных поздравляю с Днём защитника Отечества! И в тему – вопрос из разряда «это знают все»: когда в России появилась регулярная армия?
Добрая половина моих знакомых в ответ пожимала плечами: что значит «когда»? Разумеется, при Петре Великом!
А вот и нет! В военных вопросах царь-реформатор опирался на опыт своих предшественников. И опыт весьма богатый.
Ошибаются те, кто думает, что до Петра были только стрельцы, которые своими бунтами доставили молодому монарху много хлопот. Ну, эти – с пищалями и бердышами. Ещё у них были косматые бороды и длинные петлицы на кафтанах, так?
Так, да не так.
Стрельцы, появившиеся при Иване Грозном, не только живописно выглядели, но и много раз отменно проявили себя на полях сражений. В 1678 году, когда Петру исполнилось шесть лет, в России было 74 пехотных стрелецких полка (из них 26 – московские), в которых служили 55000 человек. Немало по тем временам.
А кроме того, вот уже почти 60 лет существовали полки «нового строя» – солдатские и рейтарские.
В солдатские полки частично набирали наёмников из Швеции, Голландии и других западных стран, но много было и русских. Правда, дворяне отнюдь не рвались служить в пехоте, поэтому туда стали принимать всех «охочих» казаков, сыновей стрельцов и других вольных людей.
У этих полков (в 1632 году их насчитывалось уже шесть) были все признаки регулярной армии, включая знамёна, чётко определённый штатный состав, единообразное вооружение. В каждом полку на 1600 солдат (мушкетёров и копейщиков) приходилось около двухсот командиров. А также – квартирмейстеры, каптенармусы, лекари, барабанщики, толмачи-переводчики… Большинство офицеров были иноземцами, но «общее руководство» возлагалось на воеводу из русских.
Рейтарские полки комплектовались, главным образом, из мелкопоместных или вовсе не имевших поместья дворян и детей боярских (так называлось служилое сословие, считавшееся выше обычных дворян). Первый из них, во главе с полковником Шарлем де Бертом, был создан по указу царя Михаила Романова от 1632 года. В этом полку состояло чуть больше 2000 рейтаров. Позже штатная численность менялась: то увеличивалась до 2400, то уменьшалась до тысячи рядовых. При Алексее Тишайшем был образован отдельный Рейтарский приказ (по сути, министерство) в дополнение к Стрелецкому приказу.
Русские воины всегда отличались высоким боевым искусством. Вот как отзывался о них, например, немецкий барон-дипломат Сигизмунд Герберштейн, приезжавший в Москву в начале XVI века: «Сёдла приспособлены… с таким расчётом, что всадники могут безо всякого труда поворачиваться и натягивать лук... Хотя они вместе и одновременно держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть, однако ловко и безо всякого затруднения умеют пользоваться ими».
Конники XVII столетия ни в чём не уступали своим прадедушкам, а возможно, и превосходили их. Все рейтары, как на подбор, были отличными наездниками, стрелками и рубаками. Каждый был вооружён карабином, парой-другой пистолей (по желанию и луком), шпагой или саблей. От вражеских пуль и клинков их защищали шлемы и кирасы. Доспехи и деньги на покупку лошадей выдавались из казны, оружие рейтары приобретали за свой счёт, но со скидкой.
Разумеется, всё выше (и ниже) изложенное – вовсе не моё открытие. Эту информацию не надо искать в секретных архивах – её легко найти в Интернете, было бы желание. Но продолжим...
Помимо стрельцов, солдатских и рейтарских полков, в «допетровском» войске были драгунские и гусарские подразделения. Назвать эту многотысячную армию регулярной, то бишь постоянной, мешает только то, что в мирное время она распускалась (хотя и не полностью), поскольку её содержание обходилось государству очень дорого.
Что касается боевых качеств, то русские солдаты и рейтары на равных, пусть и с переменным успехом, бились со шведами и поляками.
Википедия цитирует польского хрониста Веспасиана Коховского. Читайте, что он писал о нашем войске в 1660 году: «Конница щеголяла множеством чистокровных лошадей и хорошим вооружением. Ратные люди отчетливо исполняли все движения, в точности соблюдая ряды и необходимые размеры шага и поворота. Когда заходило правое крыло, левое стояло на месте в полном порядке, и наоборот. Со стороны, эта стройная масса воинов представляла прекрасное зрелище».
Между прочим, рейтары участвовали в боевых действиях и в начале XVIII века. Последний их полк был упразднён лишь в 1719 году – через десять лет после Полтавской битвы. С тех пор рейтаров заменили драгуны.
А вы говорите – Пётр...
Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.
Автор не выпрашивает лайки, но будет им рад.