Есть некоторая сложность с тем, чтобы приучать детей к труду, когда живёшь с родителями, пусть даже и большой дружной семьёй. При наличии сразу трёх поколений внуки сразу априори оказываются самыми младшими, самыми любимыми и, как кажется бабушкам, самыми угнетаемыми родителями людьми. Кроме того, дети же для бабушек тоже младшие, да и находятся в категории подчинения, поэтому именно они, с точки зрения старшего поколения, должны нести весь груз ответственности, в том числе выполнять и всю основную работу по дому или по саду в то время, как внучат будут жалеть и оберегать.
Но всё же в саду даже бабушки соглашаются, что внуки помогать должны - так много там обычно бывает работы. Например, можно поливать грядки. Купите детям маленькие леечки и ведёрки, чтобы они могли носить в них воду, не надрываясь. Кто из детей откажется потюлюпкаться в воде в жаркий летний день, топая между грядок босыми ногами и поливая не столько растения, сколько себя?
Сбор урожая - это вообще словно предназначенное для маленьких проворных детских пальчиков занятие и, я считаю, святая обязанность каждого внука или внучки, да и вообще детей. По своему опыту (и детскому, и родительскому) знаю, что собирать урожай в большие ёмкости утомительно и тяжело. Поэтому можно выдать детям небольшие посудины: набрать, к примеру, ягодки в небольшую по объёму ёмкость ребёнку легче, он быстрее достигнет результата, и процесс от этого становится для него более лёгким и эффективным как психологически, так и физически. Если детей несколько, можно устроить между ними соревнование - кто быстрее наберёт; только в этом случае их ведёрки должны быть одинаковыми, чтобы было всё «по-честному» - для детей это очень важно.
Ещё дети могут очень помочь в посадке: например, могут бросать картофель в подготовленные лунки или делать отверстия в земле для семян. Сажать лук или морковку. На самом деле, в любой сезон в саду может найтись масса занятий, в которых дети способны ощутимо помочь.
Важно успеть приучить ребёнка к труду в самом раннем возрасте, дать ему необходимые навыки и сформировать привычку, тогда и в бунтарском отрочестве его легче будет «уломать» на помощь, ведь выполнять привычную работу гораздо проще. Мой сын с трёх-четырёхлетнего возраста стремился помочь дедушке во всей настоящей мужской работе, например, упорно таскал опилки для мульчирования грядок маленьким ведёрком, пока племянница, надев соломенную шляпку, радовала своей красотой те же грядки и заодно всех окружающих. А ещё толкал наравне с остальными мужиками застрявшую в грязи соседскую машину, мелькая среди их ног своими беленькими трусиками и покрикивая кукольным голоском, вторя мужскому хору: «Давай-давай! Давай!» Но племянница тоже не отставала: собирала урожай, лущила горох и фасоль и убиралась в садовом домике после долгой зимы.
Ещё в саду дети могут приобрести различные необходимые навыки, которые не всегда доступны им в городских квартирах. И эти навыки не обязательно будут относиться к возделыванию земли, садоводству и огородничеству. Я и сама в детстве именно в саду впервые взяла в руки кисть, рубанок, пилу и молоток. И попробовала забивать гвозди и сколотить примитивную полочку. Мало у кого в городских квартирах и даже домах есть оборудованные мастерские, а в саду можно без опасения ронять капли краски или стружку, выходящую из-под рубанка, на землю. Можно пусть и не совсем умело, кривовато, но всё-таки поклеить обои и покрасить рамы без опасения, что кто-то останется недоволен твоей работой: это же сад - в нём всё проще, естественней и свободней.
И даже если дети особой любовью к саду не воспылают (в определённый момент обязательно приходит пора отчуждения к этим занятиям и подобному времяпрепровождению), навыки и умения у них всё равно останутся. Поэтому используйте сад не только как место для отдыха, но и как полигон для подготовки своих детей к будущей взрослой жизни. И для мальчиков, и для девочек важно уметь что-то делать своими руками. Всё может пригодиться.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Особенно буду рада любым комментариям по теме.