30 апреля 1863 г. Французские экспедиционные войска в Мексике, стремясь воплотить в жизнь амбициозный план Наполеона ІІІ - захватить власть в стране и передать ее австрийскому эрцгерцогу Максимилиану, возродив таким образом Мексиканскую империю, - осаждают город Пуэбла, занятый сторонниками мексиканского президента Хуареса. Французы страдают от недостатка припасов, необходимых для осады. Чтобы решить эту проблему, командование отправляет к осажденному городу обоз с материалами и боеприпасами, а также денежные средства в размере 3 млн. франков. Для прикрытия этой операции выделяется 3-я рота 1-го батальона Иностранного Легиона.
Так как все штатные офицеры этой роты были небоеспособны, то на время похода командование ротой принял капитан Данжу, ветеран Легиона, потерявший левую руку вследствие взрыва ружья во время топографической экспедиции в Алжире в 1853 году. С ним следовали младший лейтенант Моде и младший лейтенант Вилэн. В составе роты были легионеры поляки, немцы, бельгийцы, итальянцы, испанцы, французы, всего 65 человек. В задачу роты входило идти впереди по пути следования обоза, обследовать местность, патрулировать подступы к дороге, обнаруживать и рассеивать партизанские засады.
К семи часам утра были замечены кавалеристы противника. С вершин окрестных холмов они наблюдали за продвижением легионеров, не утруждая себя маскировкой. Легионеры прошли сквозь наполовину разрушенную и пустынную деревушку (остатки асьенды), носящую имя Камерон. Не доходя до Пало Верде, они устроили привал на поляне у ручья. Часть легионеров выставлена на охрану, остальные занимаются бытовыми делами. В этот момент был замечен столб пыли над дорогой Чикихите, это был эскадрон Котаксла, двести пятьдесят мексиканцев под командованием дона Хиларио Озарио. Понимая, что на открытой местности противостоять мексиканцам будет невозможно, Данжу принимает решение отступить к асьенде, находившейся в трёх километрах позади. Чтобы оторваться от противника, легионеры пробираются сквозь густой кустарник, мешающий движению кавалеристов.
В это время мексиканские кавалеристы - около 800 человек - под командованием полковника Милана атаковали легионеров. Тех не смутило вражеское подавляющее превосходство в силах - сомкнув ряды и построившись в каре, легионеры плечом к плечу ждали приближающегося неприятеля, а когда те оказались на расстоянии выстрела, меткими залпами отбили атаку. Республиканцы неоднократно повторили свои попытки разгромить отряд Данжу, однако и все последующие кавалерийские атаки были отбиты с большими потерями для атакующих. В конце-концов легионеры укрылись за стенами асьенды, одна из стен которого выходила на дорогу к Пуэбло. Короткий момент передышки, легионеры наконец находятся в укрытии. Обнаруживается, что утеряны два мула, которые несли весь запас провианта и патронов. Таким образом, у легионеров остались только те патроны, которые они несли на себе.
Легионеры намереваются оттягивать на себя внимание мексиканцев, отвлекая их от проходящего неподалеку обоза. Они рассредоточились и забаррикадировали двое ворот с помощью деревянных балок, досок и всякого материала. Из-за отсутствия инструментов не было возможности проделать в стене бойницы. Положение осажденных ухудшала сильная жара, а воды и провианта у них не было. В таких неблагоприятных условиях они смогли продержатся в течение десяти часов против намного превосходящих сил противника.
Спешившимся мексиканским кавалеристам, вооруженным саблями, пиками и короткими карабинами без штыков, несподручно было действовать в пешем строю. Полковник Милан, командовавший мексиканцами перед атакой, посылает своего офицера-ординарца к осажденным со словами: «Нас более 2000, а вас только 60. Сложите оружие, вы так спасёте себе жизнь». На это легионеры ответили, что у них достаточно патронов и они не сдадутся. После предложения о сдаче, капитан Данжу поклялся сражаться до последнего, его клятву поддержали и другие легионеры. Они приготовились подороже продать свои жизни и умереть в бою.
Около полудня погиб капитан Данжу - вражеская пуля пробила его грудь. Командование принял второй лейтенант Вилэн. На протяжении последующих четырех часов именно он возглавлял сопротивление легионеров, отбивающих бесконечные атаки мексиканцев. Затем пробил и его час. После гибели Вилэна командование перешло ко второму лейтенанту Моде. К 17:00 рядом с ним осталось всего 12 способных держать оружие легионеров. Противник ещё несколько раз предлагает им сдаться, но они не отвечают.
Через час непрерывной схватки их количество сократилось до пяти. Легионеры израсходовали боеприпасы, противник уже был готов ворваться в здание. Но и в такой ситуации Моде не сдается. Собрав вокруг себя боеспособных солдат - это были капрал Майне и легионеры Катто, Костантин, Венсел и Леонард - он укрылся в углу внутреннего дворика асьенды, ожидая, когда мексиканцы проделают дыру в стене и окажутся перед ним. Когда это произошло, легионеры в последний раз разрядили свои винтовки во врага, а затем бросились в отчаянную штыковую атаку!
Мексиканцы встретили солдат легиона шквалом огня. Легионер Виктор Катто закрыл собой лейтенанта Моде, однако это не спасло того от гибели - они оба пали, сраженные вражескими пулями, также погиб еще один легионер. Капрал Майне и оставшиеся двое солдат получили ранения. Республиканский командир, стремясь спасти их от верной смерти, бросился к ним с криком "Сдавайтесь!". На это израненные легионеры ответили, что готовы прекратить сопротивление только если им будет разрешено с оружием в руках и под собственным знаменем уйти с поля боя и доставить тело своего командира к расположению французских войск. Мексиканский полковник Милан, увидев их, сказал: «Это всё, что от них осталось. Это не люди, а демоны», — после чего, поражённый их мужеством, приказал обработать их раны и заботиться о них, оказав им воинские почести.
На этом битва при Камероне закончилась. Из 65 военнослужащих Иностранного Легиона, выступивших в поход, 43 человека были убиты, 19 - взяты в плен (многие из них вскоре скончались от полученных ранений). Однако мексиканцы также понесли тяжелые потери - Милан потерял 190-300 человек убитыми и около 300 ранеными. Более того, обоз, который охранял капитан Данжу со своим отрядом, беспрепятственно прибыл к месту назначения, что привело к захвату города Пуэбла французами 17 мая 1863 г.
В 1892 году на месте боя воздвигли монумент, на котором была высечена латинская надпись:
«Их было здесь меньше шестидесяти, противостоявших целой армии. Её масса их раздавила. Жизнь скорее, чем храбрость, покинула этих французских солдат 30 апреля 1863»