Привет!
Сегодня я хочу поделиться своей историей перевода индивидуального инвестиционного счета (ИИС) от одного брокера к другому в связи с тем, что у нового брокера появился привлекательный по условиям тариф обслуживания.
Пусть новый брокер будет брокер А, а старый - брокер Б. Если интересно, кто есть кто - в конце статьи будет ответ.
Коротко о себе: частный инвестор с 2018 года. Резидент РФ. Инвестирую на российском и американском фондовом рынке. Во взглядах придерживаюсь концепции фундаментального анализа и портфельного подхода.
А теперь поехали!
Каков был план
Я посчитал, что наличие лицензии на брокерскую деятельность - весомый фактор в пользу наличия знания о порядке перевода ИИС и включил потребительский подход - решил позвонить брокерам и узнать, как это сделать.
В колл-центре брокера А узнал, что удаленно перевести ИИС нельзя и нужен визит в офис. По словам оператора нужно придти в офис, опционально открыть текущий счет в банке брокера (для расширения возможностей удаленного доступа к услугам), открыть новый ИИС, затем написать заявление на прием денег и активов из депозитария брокера Б. При себе из документов необходимо иметь паспорт, реквизиты счета + депозитария брокера Б, откуда буду переводить активы и договор на брокерское обслуживание с брокером Б. Т.е. вся процедура должна занять 1 визит в офис - это меня порадовало.
В колл-центре брокера Б я узнал, что так же нужен личный визит для написания заявления на закрытие ИИС и перевод активов в депозитарий брокера А. При себе нужно иметь паспорт, реквизиты нового ИИС и депозитария брокера А. Так же процедура укладывается в 1 визит.
Т.е. чтобы перевести ИИС нужно:
- Открыть новый ИИС
- Перевести на него деньги и активы из депозитария старого ИИС
- Закрыть старый ИИС
На всё это по закону есть ровно месяц.
А теперь расскажу о том, как всё получилось на практике.
Что же на деле?
На практике мне потребовалось несколько больше визитов и телефонных звонков, а именно около 8-10 звонков и 5 визитов. Причины две: технические сбои при открытии нового ИИС и некорректная информация по процедуре перевода.
Хронология событий
Ремарка. Брокер А не имеет именно брокерских подразделений, поэтому все операции совершают сотрудники отдельных офисов банка, которые имеют соответствующие полномочия.
Визит № 1 к брокеру А, плановый. 16.01.2020
Я открыл текущий счет в банке брокера, установил мобильное приложение (МП) банка, открыл новый ИИС и оформил заявление на перевод активов.
На этом шаге меня поджидали аж 2 неприятных сюрприза. Во-первых, при открытии ИИС не был проставлен признак перехода от другого брокера (т.е. перевода ИИС). Сказалась неподготовленность менеджера. Во-вторых, заявление, принятое у меня на перевод активов, как впоследствие выяснилось, фактически было утеряно.
Визит № 1 к брокеру Б, плановый. 21.01.2020
Написал заявление на закрытие счета и перевод активов на другой ИИС.
В этот раз выяснилось, что одним визитом дело не закончится. Процедура закрытия ИИС и перевода активов длится у брокера до 15 дней, после чего брокер из Москвы в Петербург перешлет (!) бумажный документ “Сведения о физическом лице и его индивидуальном инвестиционном счете”, мне нужно будет его лично забрать и передать брокеру А.
Как выяснилось позже, некоторые брокеры могут напрямую отправить данный документ новому брокеру, но у меня был не тот случай.
Далее потребовалось 5 звонков на горячую линию брокеру А с целью провести техническую корректировку признака перехода от другого брокера. Просьбы первые 3 раза были некорректно заведены или проигнорированы, поэтому совокупно процедура заняла почти 3 недели (19 дней) на фактическую реализацию.
Визит № 2 к брокеру Б, внеплановый. 08.02.2020
Забрал справку “сведения о ФЛ и его ИИС”, пожелал брокеру Б успехов. Справка оказалась на 10 листов, с брошюровкой.
Визит № 2 к брокеру А, внеплановый. 10.02.2020
К этому моменту техническая проблема (с признаком перехода) была исправлена и цель визита была в передаче брокеру справки “сведения о ФЛ и его ИИС”.
Передачу осуществить не удалось, т.к. в БД брокера произошел сбой и менеджер не смогла получить информацию о том, как ей провести операцию.
Визит № 3 к брокеру А, внеплановый. 11.02.2020
Повторный визит завершился успешно. Справку я передал менеджеру банка.
Доступ к ИИС был мне предоставлен на следующий рабочий день, 12.02.2020. Т.е. из разрешенных 30 дней у меня ушло 27 дней.
Выводы
- Для перевода ИИС скорее всего потребуется 4 визита в офис. 2 визита в офис нового брокера, чтобы открыть новый ИИС и передать справку “Сведения о ФЛ и его ИИС”. 2 визита в офис нового брокера, чтобы закрыть ИИС и получить справку.
- Сотрудники брокеров плохо информированы о процедуре перевода ИИС. Одна и сотрудниц мне честно призналась, что перевод ИИС - это не рядовая для них операция и мало кто знает, как именно ее оформлять документарно.
- После открытия нового счета ИИС обязательно нужно проверить, что проставлен признак перехода от другого брокера (т.е. перевода ИИС)
- Процедура перевода занимает много времени, поэтому стоит проводить ее как можно оперативнее, чтобы не выйти за пределы месяца и не потерять налоговые льготы по ИИС.
По факту неинформированности сотрудников колл-центра брокера А и менеджеров банка, которые работают с брокерскими счетами мною была составлена претензия на качество обслуживания № CR-6792591 от 07.02.2020 со сроком рассмотрения до 17.02.2020. К сожалению, рассмотрение претензии не было осуществлено, на что была подана повторная претензия. На момент выхода статьи 22.02.2020 брокер А ответ по претензии не предоставил.
Надеюсь, что рассмотрение претензии изменит ситуацию в лучшую сторону и следующим частным инвесторам будет проще! 😉
P.S. Для тех, кто дочитал - обещанные названия брокеров. Мой старый брокер, брокер Б - это “Открытие Брокер”. А новый брокер, брокер А - это “ВТБ Брокер”.
В целом был очень доволен Открытием, но не устроила постоянная комиссия за депозитарное обслуживание (которую брокер увеличил в 17.5 с момента открытия счета, с 10₽ до 175₽) и невозможность вывода дивидендов на отдельный счет.
Брокеру ВТБ искренне желаю цифровизации своих сервисов, ухода от бюрократии/бумажной волокиты и развития взглядов на дистанционное обслуживание. Ввиду отсталости инфраструктуры банка тяжело быть их клиентом, а от покупки акций и вовсе пришлось отказаться.