Новые исследования показывают, что девочки опережают нас по всем предметам, включая математику и естественные науки. Может быть, сегодняшние методы оценивания перекошены в их пользу?
По мере того как новый учебный год набирает обороты, учителям и родителям нужно напоминать о хорошо хранящемся секрете: во всех классах и учебных предметах девочки получают более высокие оценки, чем мальчики. Не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире, в таких далеких странах, как Норвегия и Гонконг.
Этот вывод отражен в недавнем исследовании профессоров психологии Дэниела и Сьюзен Войер из Университета Нью-Брансуика. В основу своих результатов Войерс положил метаанализ 369 исследований, включающих оценку успеваемости более одного миллиона мальчиков и девочек из 30 различных стран. Полученные результаты бесспорно убедительны: девочки получают более высокие оценки по каждому предмету, в том числе в областях, связанных с наукой, где, как считается, мальчики превосходят их.
Менее секретным является гендерное неравенство в показателях зачисления в колледж. Последние данные исследовательского центра Pew Research Center используют данные Бюро переписи населения США, чтобы показать, что в 2012 году 71 процент женщин-выпускников средней школы пошли в колледж, по сравнению с 61 процентом их коллег-мужчин. В 1994 году эти показатели составляли 63 и 61 процент соответственно. Другими словами, показатели зачисления в колледжи для молодых женщин растут, в то время как показатели молодых мужчин остаются неизменными.
Напрашивается щекотливый вопрос: созданы ли школы для того, чтобы дать девочкам возможность учиться, а мальчикам-спотыкаться?
Давайте начнем с детского сада. Клэр Кэмерон из Центра углубленного изучения преподавания и обучения в Университете Вирджинии посвятила свою карьеру изучению готовности к детскому саду у детей. Она обнаружила, что малыши, которым суждено хорошо учиться в типичном детском саду 21-го века, - это те, кто проявляет хорошую саморегуляцию. Это термин, о котором в наши дни очень много говорят учителя и психологи. Это в основном относится к дисциплинированному поведению, такому как поднятие руки в классе, ожидание своей очереди, обращая внимание, слушая и следуя инструкциям учителей, и сдерживая себя от выпаливания ответов. Эти навыки являются предпосылками для большинства академически ориентированных классов детского сада в Америке, а также основные предпосылки для успеха в жизни.
Как оказалось, девочки детсадовского возраста обладают гораздо лучшей саморегуляцией, чем мальчики. Несколько лет назад Кэмерон и ее коллеги подтвердили это, поставив несколько сотен 5-летних и 6-летних мальчиков и девочек через тип игры Simon-Says, называемой задачей "голова-пальцы-колени-плечи". Обученные ассистенты оценивали способность детей следовать правильным инструкциям и не быть сбитыми с толку сбивающим с толку - в некоторых случаях, например, они были проинструктированы касаться пальцев ног каждый раз, когда их просили коснуться головы. Довольно любопытно, что запоминание таких правил, как ”прикоснись к своей голове на самом деле означает прикоснуться к своим пальцам", и подавление желания прикоснуться к своей голове вместо этого составляет отличный пример хорошей общей саморегуляции.
Исследователи объединили результаты оценки мальчиков и девочек по задаче "голова-пальцы-колени-плечи" с оценками родителей и учителей способности этих же детей уделять внимание, следовать указаниям, заканчивать школьную работу и оставаться организованными. Результат был замечательный. Они обнаружили, что мальчики на целый год отстают от девочек во всех областях саморегуляции. К концу обучения в детском саду мальчики только начинали приобретать навыки саморегуляции, с которыми девочки начинали учебный год.
В знаковом исследовании 2006 года Мартин Селигман и Анджела Ли Дакворт обнаружили, что девочки средней школы превосходят мальчиков в общей самодисциплине. Это в значительной степени способствует их лучшей оценки по всем предметам. Они обнаружили, что девочки более искусны в “чтении инструкций по тестированию, прежде чем приступить к вопросам”, “уделяя внимание учителю, а не мечтать”, “выбирая домашнее задание вместо телевизора” и “настаивая на долгосрочных заданиях, несмотря на скуку и разочарование." Эти лучшие когнитивные ученые из Университета Пенсильвании также обнаружили, что девочки склонны начинать свою домашнюю работу раньше, чем мальчики, и тратить почти вдвое больше времени на ее выполнение. Средние баллы успеваемости девочек по всем предметам были выше, чем у мальчиков, даже по базовым и углубленным математическим дисциплинам, которые, опять же, рассматриваются как традиционные оплоты мальчиков.
То, что доктора Селигман и Дакворт называют “самодисциплиной”, другие исследователи называют “добросовестностью". Или предрасположенность планировать наперед, ставить цели и упорствовать перед лицом разочарований и неудач. Добросовестность рассматривается социологами как врожденная черта личности, которая неравномерно распределена среди всех людей. На самом деле, множество кросс-культурных исследований показывают, что женщины, как правило, более добросовестны, чем мужчины. Одно из таких исследований Линдси Реддингтон из Колумбийского университета даже показало, что студенты женского колледжа гораздо чаще, чем мужчины, записывают подробные заметки в классе, записывают то, что говорят профессора более точно, и лучше запоминают содержание лекции. Возможно, что менее развитая совестливость мальчиков оставляет их в невыгодном положении в школьных условиях, где оценки сильно утяжеляют хорошие организационные навыки наряду с демонстрацией приобретенных знаний.
Гвен Кенни-Бенсон, профессор психологии в колледже Аллегейни, гуманитарном институте искусств в Пенсильвании, говорит, что девочки преуспевают над мальчиками в школе, потому что они, как правило, более ориентированы на мастерство в своих школьных привычках. Они более склонны планировать заранее, устанавливать академические цели и прилагать усилия для достижения этих целей. Они также с большей вероятностью, чем мальчики, чувствуют себя внутренне удовлетворенными всем предприятием по организации своей работы и больше вкладываются в то, чтобы произвести впечатление на себя и своих учителей своими усилиями.
В целом мальчики по-разному подходят к учебе. Они более ориентированы на производительность. Учеба и сдача тестов выявляют их конкурентные инстинкты. Для многих мальчиков тесты-это задания, которые заставляют их сердца колотиться. Делать хорошо на них-это публичная демонстрация превосходства и повод для высокой пятерки. В отличие от этого, Кенни-Бенсон и некоторые другие ученые приводят доказательства того, что стресс, который испытывают многие девушки в тестовых ситуациях, может искусственно снижать их производительность, давая ложное представление об их истинных способностях. Эти исследователи приходят к следующему всеобъемлющему выводу: "ситуация тестирования может недооценивать способности девочек, но класс может недооценивать способности мальчиков.”
Мальчикам легко чувствовать себя отчужденными в среде, где домашние задания и организаторские навыки составляют так много их оценок. Но образовательная волна может меняться в небольших направлениях, которые дают мальчикам больше шансов на борьбу. Примером этого является то, что произошло несколько лет назад в средней школе Ellis в Остине, штат Миннесота. Учителя понимали, что значительная часть детей, успешно сдавших тесты, каждый год получала тройки, двойки и пятерки. в то же время около 10 процентов учеников, которые постоянно получали пятерки и четверки, плохо справлялись с важными тестами. Политика выставления оценок была обновлена, и школьные чиновники умно решили предоставить детям по два отдельных класса в каждом семестре. Одна оценка была дана за хорошие рабочие привычки и гражданство, которые они назвали “оценка жизненных навыков"."Оценка знаний" была дана на основе средних баллов по всем важным тестам. Тесты могут быть пересданы в любой момент семестра, при условии, что студент был в курсе домашних заданий.