Найти тему

Салах ад-Дин. Рыцарь исламского мира.

Иерусалим, город трех религий. Три монотеистические религии считают Иерусалим безупречным городом. Для христиан он является главной святыней, ведь именно там проходили последние дни земной жизни Христа. Арабы называют его Аль-Кудс, что тоже означает «святыня». Важное положение этого города отмечают и иудеи которые считают, что именно здесь началось сотворение мира. Представители всех трех религий живут в мире друг с другом и пытаются как правило решать свои проблемы компромиссным путем. 

Но есть и нежеланные гости. Крестоносцы из Европы занимают Иерусалим и аванпосты* по всей "святой" земле. В исламе Иерусалим является третьим по святости городом после Мекки и Медины. Там находятся две мусульманские святыни. Монумент "Купол Скалы" и мечеть Аль-акса. Но Иерусалим это и христианская святыня. Место, где был распят Иисус и где он воскрес. 

Крестоносцы захватили город в 1099 году, спустя пол-года как папа Урбан II приказал положить конец четырехсотлетнему исламскому господству. От мечей крестоносцев гибли не только мусульмане и иудеи, но и не исповедующие католицизм христиане. Реакция на происходящие в Иерусалиме стала поступать со стороны имамов**, именно они поняли, что крестоносцы пришли для того чтобы основать свое государство в самом центре мусульманского мира. Практически не столкнувшись с сопротивлением со стороны мусульман, крестоносцы создали на святой земле Иерусалимское королевство. Особым рвением отличались два рыцарских ордена, известные как тамплиеры и госпитальеры. Госпитальеры и тамплиеры не в меру рьяно исполняли свой долг крестоносцев и без всякого сожаления убивали мусульман. 

В 1187 году человек объединивший земли Египта и Сирии, в последствии ставший правителем крупнейшей территории на Ближнем Востоке объявляет против крестоносцев Джихад-священную войну. Имя это человека Салах ад-Дин. Война объявленная им объединяет все исламские народы против общего врага с целью вернуть Иерусалим. Саладин проходит путь от Дамаска до Иерусалима во главе тридцатитысячной армии. Под его знамена собрались чтицы Карана, исламские судьи и иманы. Была объявлена настоящая религиозная война, которая взывала к чувствам мусульман у которых отняли святыню. 

Саладин был глубоко верующим человеком. На фоне других военачальников он выделялся своим состраданием, терпением и силой духа. Саладин исповедовал ислам суннитского толка, по всей своей империи он строил мусульманские школы-медресе. 

Медресе-это школы в которых детей обучали религиозному закону, в них закладывались основы исламского мировоззрения. Детей в этих школах учили стоять друг за друга, а в числе главных ценностей постулировались знания и дружба. 

К июлю 1187 году Саладин дошел до Тивериадского озера и окружил аванпост христиан в городе Тверия. Ему на встречу движется армия крестоносцев под предводительством короля Иерусалима Ги де Лузиньяна. Желая заручится поддержкой господа, христиане берут с собой в поход фрагмент креста господня. Их идея была в том, чтобы совершить марш бросок до Тверии и забрать ее у Саладина. Однако Саладин приготовил им ловушку. Он использует окружающий ландшафт для своей выгоду захватив все главные водные ресурсы в Галилее***. Лишенные воду, обезумевшие от жажды христиане постоянно изводимые лучниками Саладина, вынуждены двигаться к кратеру потухшего вулкана Рога Хаттина. Мусульмане берут крестоносцев в клещи. Пехота, которая составляет основною часть армии крестоносцев начинает карабкаться на холм в поисках укрытия, в то время как оставшихся внизу ожидает кровавая расправа. 

Одна деталь сыграла решающую роль в сражении. Каменная стена оставшиеся с железного века, через которую рыцарям в полном обмундировании было невозможно перебраться. Остатки этой стены можно увидеть и сегодня. 

Саладин прижал рыцарей к этой стене, лошади которых совершенно не могли через нее пройти. Когда почти все лошади были ранены или убиты, неповоротливые рыцари стали легкой добычей для мусульман. Саладин показал себя умелым стратегом, что и принесло ему победу в этом сражении. Мусульмане захватили фрагмент креста господа, а так же взяли в плен короля Иерусалима Ги де Лузиньяна и ненавистного крестоносца Рено де-Шатильона, которого Саладин поклялся убить лично. 

Рено де-Шатильон во преки всем договоренностям нападал на мусульман, когда между двумя сторонами было заключено перемирие. Когда оба пленника предстают перед Саладином, он действует согласно учению ислама. К их удивлению, Саладин проявляет гостеприимство к Ги и предлагает ему чашу холодной воды. Когда Ги напился, он передал чашу Рено. Саладин упрекает Ги, так как он предложил воду только ему. По мусульманской традиции проявление гостеприимства так же означает предложение протекции^. Но Саладин обнажает меч и отсекает голову Рено. Однако прощает до смерти напуганного Ги. Саладин успокоил Ги, сказав что "Короли не должны убивать королей". Саладин отнесся к Ги с почтением, которого заслуживает король. 

230 ненавистных тамплиеров и госпитальеров переданы в руки мусульманских имамов. И снова Саладин поступает по исламским законам ведения войны. Когда пришло время решать судьбу крестоносцев, им как обычно был предложен выбор. Принять ислам, или умереть. Но так как все они состояли в военных орденах, они естественно отказались. 

Армия Ги уничтожена и теперь Саладин может практически беспрепятственно войти в Иерусалим. И через два месяца после большей победы у горы Хаттина, войска Саладина подходят к стенам Иерусалима. Город объят ужасом, матери боятся за своих дочерей, жители готовятся к гибели или рабству. И снова Саладин ведет себя неожиданным образом, он предлагает крестоносцам сдаться. Он позволяет крестоносцам уйти и просит выкуп. Этот выкуп был собран с каждого жителя города, а размер зависел от пола. Саладин не просто оставил крестоносцев в живых. Он даровал им свободу, но при условии, что они навсегда покинут святую землю. Многие из них возвращаются в Европу с рассказами о Саладине, мусульманском войне, который своим благородством превосходил любого европейского рыцаря. О нем слагали легенды и воспринимали как благородно дикаря. Хотя он и не был христианином, но тем не менее обладал личными качествами которыми христиане восхищались. 

Саладин был наследником многовекового развития политической и правовой культуры в исламском мире. В целом, эта культура основывалась на законах шариата, исламском правовом кодексе формировавшемся в восьмом, девятом и десятом веке. В Европе Саладин становится символом рыцаря живущим по кодексу чести. Позже в 1825 году его благородство будет воспето в романе Вальтера Скотта "Талисман". 

В Иерусалиме Саладин принимается за омовение священных мест ислама розовой водой. По мусульманским традициям иудейским и христианским паломникам разрешалось молится в городе по выплате налога, который назывался джизья. 

Саладин понимает, что крестоносцы вернутся, так как для западного христианства те события которые произошли, были трагичными. Вскоре после поражения, как считается от горя умирает папа Римский. Новый папа, едва приняв сан, снова организовывает крестовый поход, с целью вернуть Иерусалим. 

Король Англии откликается на призыв нового папы Григория восьмого. Бесстрашный войн, которого в последствии станут называть "львиное сердце" присоединятся к крестоносцам, которые осаждают контролируемый мусульманами порт Акко. Однако сами осаждающие вскоре оказались осаждены войсками Саладина. Многие христиане нарушили клятвы данную ими, покинуть святую землю навсегда. В лагере крестоносцев который представлял собой грязное и зловонное место начинает свирепствовать болезнь. Совершенно очевидно, что нормы гигиены крестоносцев уступали нормам гигиены мусульман. В скором времени заболевает и сам Ричард, но Саладин снова проявляет благородство. Узнав о болезни Ричарда, он посылает ему в дар свежую воду и фрукты. 

У этого дара был и политический подтекст, он давал понять крестоносцам, что они находятся на его территории и он полностью контролирует все, что на ней происходит. Теперь лагерь Ричарда переполняют истории о благородстве Саладина. Так же известен такой реальный исторический факт, как история о христианском ребенке, который был похищен мусульманскими работорговцами. Мать ребенка ища помощи у крестоносцев, получила от них совет обратиться на прямую к Саладину. И она действительно идет к нему, после чего он приказывает найти ребенка и в результате его помощи, ребенка возвращают в руки матери. Этот благородный поступок еще больше повышает репутацию Салах ад-Дина в Европе. О нем говорят как о великодушном человеке, который всегда держит свое слово. 

Однако Саладину приходится дорого заплатить за свою щедрость в Акко. Выздоровев, Ричард с новыми силами идет в наступление и завершает двухгодичную осаду этой прибрежной крепости. Он берет в плен три тысячи мусульман и объявляет Саладину условие их освобождения. Он требует уплату выкупа, а так же возвращения креста господа. Возможно рассчитывая, что Ричард сжалится над пленниками, Саладин прекращает переговоры и устремляется к городу. Далее имел место драматический момент. Ричард вывел все три тысячи пленных мусульман в поле и приказал убить их всех. Через тринадцать дней, после того, как Ричард выходит из Акко, две армии сходятся в битве в лесу у города Арсуф к северу от Яффы. Ричард как всегда в гуще сражения, но когда под королем падает конь, кодекс чести не позволяет Саладину добить противника. Не смотря на зверства учиненные крестоносцами в Акко, Саладин отправляет Ричарду сразу не одну, а две лошади заявив о том, что королю не положено сражаться пешим. Этот его поступок приводит к сокрушительному поражению армии мусульман. 

Ричард начинает думать о захвате Иерусалима. Саладин понимает, что приближается решающее сражение и пытается выиграть время. После битвы при Арсуфе, Саладин изменил тактику, он понял что не может победить Ричарда в открытом бою и хотя он сам никогда не встречался с Ричардом, он отправил к нему своего брата Малика Аль-Адиля. Он дал брату указание начать с Ричардом переговоры и вести их максимально долго. Пока Аль-Адиль занимает английского короля переговорами, Саладин готовится к самому худшему. Саладин отступает в Иерусалим, он укрепляет город и начинает ждать действий со стороны Ричарда. Не смотря на все попытки Аль-Адиля отвлечь Ричарда, английский король чувствует, что пришла пора действовать. Ричард делает свой ход и подходит к Иерусалиму с севера намереваясь начать осаду. Саладин готовится к встрече со своим врагом. Он собрал своих верных полководцев, которые служили ему много лет и простыми и ясными словами объяснил, что они должны сражаться не на жизнь, а на смерть. 

Ричард остановился неподалеку от Иерусалима, но он понимает, что у него не достаточно людей чтобы захватить и удержать город. Он понимает, что не сможет взять Иерусалим, он не смог установить контроль даже над окружающими его территориями. По известной легенде, Ричард поднял свой щит и сказал "Я не могу смотреть на Иерусалим, потому как не могу забрать этот город из рук мусульман" и тогда он отступает. Ричард заключает перемирие с Саладином через Аль-Адиля. По условия Яффского соглашения 1192 года, Крест Господень вернулся к крестоносцам, а христианские и мусульманские паломники получали право наравне посещать Иерусалим, для поклонения своим святыням. 

Ричард покидает святую землю и через много месяцев утомительного путешествия возвращается на родину в Англию. Изнеможденный Саладин возвращается в Дамаск, где умирает в марте 1193 году успев отдать приказ остановить кровопролитие. Весть о благородном поступке Саладина разлетается далеко за пределы Дамаска. 

Исламские законы шариата четко определяют поведение война перед битвой, во время битвы и после нее. Нет сомнения, что эти законы оказали на Саладина большое влияние. Противники Саладина уважали его, все считали его достойным, благородным и честным соперником. Именно такой его образ получил распространение в западном мире. Наследие морали Саладина можно увидеть и на современных боях сражения. Она легла в основу средневекового европейского кодекса рыцарской чести. Некоторые даже считаю, что он повлиял и на современные военные кодексы, такие как например "Женевская конвенция", на которую оказало влияние не только христианство, но и ислам через благородство Салах ад-Дина. 

 

*Аванпост - Передовой сторожевой пост (Толковый Словарь Ожегова) 

**Има́м — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. В суннитском исламе титул имам носят наиболее выдающиеся богословы 

***Галиле́я — историческая область на севере Израиля, на границе с Ливаном. Ограничена Средиземным морем на западе, Изреельской долиной на юге и Иорданской долиной на востоке. 

^Протекция, протежирование — покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел. Человек, которому оказывают протекцию, называется протеже́ (фр. protégé — защищённый, оберегаемый)