Каким должно быть «хорошее» образование, и чем оно отличается от «плохого», негодного? На этот счёт есть разные мнения. Как обидно, когда кажется, что учат «не тому», тому, что вроде бы «никогда не понадобится», а с другой стороны — наоборот, не учат тому, что вроде бы должно понадобиться завтра же, и так далее...
Этические или нравственные требования к образованию
Школьное образование — это формальный процесс приобретения знаний, который делится на классы, этапы и в конечном итоге чисто практически «адаптирует» ученика к жизни. С другой стороны, образование выходит за рамки школы.
Настоящее образование — это путь превращения человека в Человека. Если образование не делает вас Человеком, оно бесполезно. Образование — это не только то, что мы изучаем в школе или вузе. Всё, чему мы учимся в жизни, также является образованием.
Если мы воспитываем наших детей и учим их мечтать о «большом», мечтать стать хорошим юристом, инженером, врачом и так далее, но без морали — результат не будет достигнут, и мы не научим их, как стать счастливыми.
Настоящее образование делает человека мудрым и позволяет ему принимать «мудрые» решения для общества в целом и человека в частности. Таким образом, настоящее образование — это стремление к мудрости.
Требования к разносторонности, или научиться учиться
Иногда люди не замечают того факта, что знания, которые они получают сегодня, они могут использовать не завтра, а может быть, через десять лет. (Как обидно, когда кажется, что учат «не тому», тому, что вроде бы «никогда не понадобится» и так далее.)
Однако, люди являются частью мира, где они должны учиться постоянно, на протяжении всей жизни, используя знания, полученные в результате изначального образования. Настоящее образование даёт навыки принятия решений и навыки решения проблем, таким образом, цель образования — научиться учиться.
Сила образования заключается не столько в формальных академических знаниях, сколько в том, чтобы найти свое место в мире и получить жизненный опыт. Чем больше развивается общество, тем больше вся его жизнь становится зависимой от системы образования. Образование — это воспитание любознательного ума.
По-настоящему образованный человек, это:
- тот, у кого открыт разум, чтобы узнать то, чего он ещё не знает;
- тот, кто хочет улучшить то, что он уже знает;
- тот, кто действительно знает, о чем говорит, а не просто повторяет популярные мнения;
- тот, кто имеет самостоятельный мыслительный процесс, а не следует за другими слепо;
- тот, кто тщательно взвешивает все за и против, прежде чем принять какое-либо решение;
- тот, кто знает, когда говорить и с кем, когда нужно спорить, а когда нет;
- тот, кто знает, что может навредить людям и чувствует свою ответственность перед обществом;
- тот, кто не создаёт суеты из-за слишком маленьких проблем;
- тот, кто хорошо слушает всех, но не позволяет им напрасно тратить своё время;
- тот, кто имеет убеждённость в своих взглядах, но готов изменить их, если будет предъявлена убедительная логика.
Возможно, образование подразделяется на три этапа или «типа»:
- формальное образование — запоминание, тренировки и так далее, нужные ради получения практического опыта, с целью стать полноценным членом общества, в том числе ради умения «зарабатывать на жизнь»;
- отчасти формальное образование — умение учиться дальше и добывать знания всю оставшуюся жизнь, а так же желание делать это, имея позитивный любознательный настрой;
- неформальное образование — реальная основа формирования развитого характера и личности, включающее в себя как формирование личных убеждений, так и знание обычаев общества; чтение книги и понимание прочитанного, посещение курса и прослушивание лекции (опять-таки, с полным пониманием) ещё не означает, что вы «получили образование», если вы не интегрируете то, что получаете, в свои взгляды (последнее, разумеется, не означает простого соглашательства).
Читайте также: Зачем изучать теорию музыки?