Всем родителям, которые любят своих детей и желают, чтобы их чадо пошло в школу подготовленным, обязательно стоит прислушаться к этим несложным советам.
Часто можно услышать такие фразы: "Мы ходим на курс "Подготовка к школе" или "А мы уже считаем до ста, умеем читать и писать". Конечно же, это здорово, но многие заботливые родители забывают о главном - готовность к школе бывает разная.
Готовность к школе
В первую очередь, личностная готовность ребёнка к школе. Другими словами - мотивация, то есть отношение ребёнка к школе. Ребенка, готового к школьному обучению, должны привлекать не перемены и красивая форма, а возможность получать знания. Многие сейчас, прочитав мои слова, удивились и даже возмутились: "Как это так, ведь он ребёнок, и хочет ещё играть, рассматривать картинки в учебниках и хвастаться перед друзьями своим портфелем!" Да,вы правы, мои дорогие мамы и папы. Только всё это не должно доминировать. А помочь в этом можете только вы, родители.
Дома больше беседуйте о том, что в школе ваш сынуля или дочка узнают много нового и интересного о мире, животных, людях. Познакомятся с веселыми литературными героями, примут участие в спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах. А за свои успехи будут награждаться грамотами. Только такая позитивная мотивация со стороны взрослых сформирует у ребёнка правильное отношение к школе.
Следующий аспект - эмоционально- волевая готовность. Очень важно в детях развивать эмоциональную устойчивость и формировать комплекс волевых качеств, без наличия которых будущий школьник не сможет выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама. Шестилетний Макар подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия, требующие усидчивости и внимательности. Макар нарисовал рисунок, не стараясь, хотя может нарисовать лучше. Мама, увидев рисунок, говорит: «Молодец». А Макар, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует рисунок ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая: «Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят был чем – нибудь». К сожалению, так рассуждают многие родители. Ну признайтесь себе в этом. А ведь волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. И не только со стороны воспитателей детского сада, но и со стороны родителей.
Подумайте, ведь вашего малыша ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется.
Переходим к следующему виду готовности - интеллектуальная. Предлагаю каждому родителю расположить в порядке важности следующие умения и навыки, необходимые будущему первокласснику:
- умение читать;
- умение делать выводы;
- широкий кругозор;
- умение анализировать;
- большой словарный запас;
- умение общаться со сверстниками;
- умение решать арифметические задачи;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение обобщать.
Еще знаменитый советский психолог Л.С.Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не только в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а в уровне развития самих интеллектуальных процессов: «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научится рассуждать, находить причины явлений, делать выводы… обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира».
Исследования показали, что на первый план так же должна выйти характеристика речи, то есть уровня ее сформированности, необходимого для начала обучения в школе, поскольку развитие интеллекта (мышления) зависит от речевого развития. Безусловно, что остальные умения и навыки, представленные выше, будут также являться хорошей базой для дальнейшего интеллектуального развития вашего ребенка.
Итак, какой же итог, мои хорошие родители, подведём:
1. Не пугайте ребенка школой: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там столько будут задавать уроков, что сразу забудешь про друзей и улицу» и прочее.
2. Избегайте резких изменений в жизни ребенка: режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка,внутреннем устройстве дома, общения с прежними друзьями.
3. Никогда не обсуждайте школу или учителя в присутствии ученика. Если и появился какой-то негатив, он не должен появиться и у вашего ребёнка. Это подорвёт авторитет учителя в глазах ребёнка, что будет являться началом нежелания учиться и отрицательного отношения к школе в целом.
4. С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, заранее (уже в подготовительной группе детского сада) готовьте ребенка к ним: регулярно, желательно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью - рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и т. д.. Это будет формировать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
5. Забудьте о ссорах и каких-либо повышенных тонах: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям.
6. Постоянно расширяйте кругозор ребёнка: цирк, музеи, зоопарк, театры; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино.
7. Принимайте участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и спортивной направленности. Ведь дети очень любят брать пример со взрослых.
8. Формируйте у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
В следующей статье я расскажу о том, что делать, если ребёнок не хочет заниматься дома.