Найти тему
Мода в книгах

Мужской взгляд на женскую моду: что их злило и отталкивало в наших нарядах?

Недавно я опубликовала материал о том, почему считаю в корне неверными статьи по теме "какая женская одежда отталкивает мужчин". Потом решила проверить, была ли подобная проблема в прошлом - всё-таки блог мой посвящен истории костюма. Тема оказалась неисчерпаемой, и я решила ограничиться только самыми полюбившимися примерами.

В первую очередь, брюки. Европейских мужчин отталкивали дамские брюки - будь то панталоны (да-да, чтоб носить даже панталеты, дамам пришлось преодолеть немало критики 300 лет назад), блумеры или рабочие комбинезоны.

Судя по всему, брюки на дамах настолько отталкивали одних мужчин, что другие просто притягивались к ним, как скрепки к магниту.
Судя по всему, брюки на дамах настолько отталкивали одних мужчин, что другие просто притягивались к ним, как скрепки к магниту.

Кажется, эта история - про страх. За ожесточенными дискуссиями о дамских штанах - насколько это этично, эстетично и так далее - скрывался страх мужчины перед женщиной, способной присвоить себе то, что всегда было исключительно мужским. Так, мужским предметом одежды были штаны. Варвары, в отличие от римлян, ездили верхом, потому штаны были необходимым предметом экипировки готов и других конных вояк. Те, кто верхом не ездил, и штанов не носил - это очень краткий пересказ причин, по которым штаны считались предметом мужского, а не дамского гардероба. Мальчики, с рождения носившие платьица, получали свои первые бриджи и жакет в возрасте между 3 и 7 годами, и с момента переодевания считались мужчинами, способными действовать здраво. Веками складывающаяся традиция привела к тому, что надеть этот чисто мужской предмет было для дамы постыдным. Следуя цитате из пьесы "The Roaring Girl" 1611г., "Если жена наденет бриджи, мужу придется надеть длинное пальто, подобно дураку".

Иллюстрация 1911 года, изображающая шок мужчины при виде девушки в модных на тот момент шароварах.
Иллюстрация 1911 года, изображающая шок мужчины при виде девушки в модных на тот момент шароварах.

Традиционно, женщина носила под платьем длинные сорочки, а не бриджи, и так продолжалось до конца XVIII века, когда в моду вошли тонкие муслиновые платья с высокой талией. Под них надевали телесного цвета "inexpressibles" - то есть предмет уже возник, но слово еще придумано не было. Как писало в июне 1798 г. издание London Packet, три француженки появились в публичном месте в самых чувственных и бесстыдных платьях, без нижних сорочек, в трико (upd мне приходится менять слово, цензура не пропускает пантал..ны) телесного цвета - что вызвало скандал. А один француз увидел, как его жена собирается на бал в подобном виде, счел себя глубоко оскорбленным и утром подал на развод. Однако, в 1806 году уже английские издания рекламируют дамские панталеты, которые к 1820-м гг. станут обязательным предметом дамского гардероба. Впрочем, это не привело к победе дамских брюк над стереотипами: если верить рекламным объявлениям, пантал..ы тогда описывались как "новинка моды, не сильно заметная под платьем".

Прошу прощения, цензура вынудила отредактировать эту милую иллюстрацию. В сети ее можно найти в изначальном виде. На щиколотках дам мы видим бантики, это завязки inexpressibles
Прошу прощения, цензура вынудила отредактировать эту милую иллюстрацию. В сети ее можно найти в изначальном виде. На щиколотках дам мы видим бантики, это завязки inexpressibles

Грозный призрак мужеподобной дамы в штанах вновь явился в середине XIX столетия. Только если панталоны были связаны с тем самым подтекстом (upd отредактировано), то в костюме, анонсированном Амалией Блумер, мужчины увидели реальную угрозу потери своей авторитарной роли в обществе.

Но не только в брюках видели мужчины угрозу своему положению. Некоторые фасоны платьев тоже считались отталкивающими.

Так, прямоугольные платья 1920-х годов не у всех вызывали восхищение - вместе с манерой курить, сутулиться, сидеть в расслабленной позе. Несмотря на то, что во всех видеозаписях и зафиксированных дискуссиях спор происходит между молодой девушкой-флэппером и пожилой дамой, основным аргументом последней всегда становится отсылка к мужскому мнению. Таким образом, тема неприятия неженственных по крою прямоугольных коротких платьев 1920-х гг. и манеры их носить тоже перерастает в гендерный вопрос.

Считалось, что свободолюбивая и самостоятельная (эти два понятия путались в головах критиков с "распущенностью" и "самодурством") современная девушка отталкивает мужчин. Но, судя по тому, что род человеческий не пресёкся, опасения эти были напрасны.

Получается, что мужчин злили те дамские костюмы, которые либо были заимствованы из их гардероба, либо были сочтены неженственными на тот момент. Но есть и другая сторона: огромное количество критики выливалось на наряды, сильнее обычного подчеркивающие женское тело. Чрезмерно тугая шнуровка, чрезмерно широкие юбки, чрезмерно высокий каблук. Об этом будет следующий текст.

Еще раз приношу извинения за отредактированную версию текста, которая, возможно, не везде соответствует тому, что я хотела сказать. Цензура такая цензура.

PS: Я тут прочла, что злобные комментарии чаще всего пишут люди глубоко несчастные((( Будьте счастливыми, берегите себя. И помните, что любая мерзость, которую вы пишите к моим постам, укорачивает вашу жизнь, а не мою. Я-то комментов вообще не читаю.