Начало прогулки - здесь
На перекрестке с Ленинградской (в 1830-е годы – Проломная, в 1840-е – Сенная, в 1850-е – Москательная, в 1860-е – Хлебная, с 1870-х годов – Панская, с 1918 года – Петроградская; с 1924 года — Ленинградская) начинается совсем другая улица Фрунзе. Это уже не Саратовская. Здесь слишком заметна более поздняя цивилизация. Она не хуже, просто она другая, поэтому наше сознание не успевает разложить всё по полочкам. У людей это обычно сопровождается волнением: у кого-то приятным, у кого-то – не очень.
Говоря об исторической части города, мы больше привыкли вспоминать о потерях, чем о приобретениях. Но на этом перекрестке сразу становится понятно, что пешеходная зона Ленинградской это полезное культурное приобретение. Мне не всё здесь нравится в плане дизайна, и просто, на мой взгляд, деревьев маловато, неуютно.
Но я рад, что у нас есть такое подобие Арбата. Совсем рядом с перекрестком – подворотня, облюбованная недорогими художниками для продажи своих произведений. В конце 90-х я здесь иногда встречал знакомого программиста Александра Белоусова, который предпочёл коммерческую живопись карьере заводского айтишника.
Через дорогу от художников, чуть дальше по Ленинградской в своё время была стена Цоя. В разных местах улицы периодически появляются музыканты, правда, не сильно оригинальные. Но один раз я удивился. Это было где-то в августе 2009 года. Вышел я из прокуратуры Волжского района (она тогда находилась на улице Венцека недалеко от Фрунзе), где давал показания по случаю обнаружения мной трупа в Сокольих горах во время велосипедной прогулки. Решил немного пройтись, чтобы переключиться на позитив.
Дошел по Фрунзе до Ленинградской. Тут вдруг вижу: натуральные перуанцы музицируют - сами мелкие, смуглые, черноволосые, одеты, как индейцы, а в руках у них многоствольные флейты и необычной формы гитары. «Надо же – думаю, - какая у меня яркая жизнь: то покойника встречу, то индейцев!» Потом мне, правда, кто-то сказал, что эти ребята на самом деле не индейцы, а казахи. Но я всё равно не расстроился)
Я это к тому, что на здешнем перекрестке сиюминутная жизнь настолько бьет ключом, что заслоняет собой всякую историю. Мне даже кажется, что здесь всё время солнечная погода. Хотя и история тоже есть. Магазин «Жемчуг» - это уже история.
Ведь кто теперь вспомнит стоявший на его месте магазин культтоваров «Буратино» в историческом одноэтажном пассаже мадам Пермяковой с сыновьями!
А усадьба Позернов через дорогу? Это же старейшая аптека Самары! Впервые она упоминается в 1873 году. Тогда ее владельцем был немец, провизор Рунне. А уже с 1874 по 1915 год аптекой владеет провизор М.М. Позерн. В советское и постсоветское время здесь тоже была аптека. Правда, раньше она занимала весь первый этаж, а теперь символически ютится в уголке. Очевидно, сотовая связь важнее здоровья))
А на втором этаже здания творится история новейшая. Тут с 2007 года несмотря на экономические катаклизмы работает ресторан «Кипятокъ», который не ограничивается функциями общепита, но также несет в массы культуру: здесь проводятся музыкальные и поэтические вечера, лекции искусствоведов и различные мастер-классы.
Ну а теперь, извините, что-то я проголодался. Перерыв!) Разработанный мной рецепт диетического похудательного харчо ищите здесь.
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Если понравился рассказ, поставьте, пожалуйста, лайк и загляните на мой канал – там есть еще много интересного, например, расследование авторства уникального фахверкового дома в Самаре.
Предыдущую часть читайте здесь.
Ваш Андрей Макаров