Найти в Дзене
ART-кафе

Благодаря российским властям имя Ореста Кипренского оказалось в забвении.

Оглавление
Сивилла Тибуртинская
Сивилла Тибуртинская

В России его постепенно забывают.

В 1831 году Кипренский был избран советником Академии изящных искусств в Неаполе. Но неаполитанской славы художнику недостаточно, он хочет, чтобы и на родине узнали о его успехах, а в России его постепенно забывают, по крайней мере те, от которых зависит его судьба.

Правда, ему официально сообщили, что в связи с уничтожением в Академии звания советника он переименован в профессора второй степени, что даёт ему чин 7 класса по табели о рангах и дворянство, но звание это было чисто номинальным.

Портрет Б. Торвальдсена
Портрет Б. Торвальдсена


В феврале 1831 года Кипренский посылает письмо А. Х. Бенкендорфу, прилагая к нему письмо-прошение на имя императора Николая Ⅰ. Нет ничего печальнее и оскорбительнее для русского искусства, чем многолетняя бесплодная переписка Кипренского с императором, шефом жандармов и министром двора.

Новый император до жестокости строг к художнику, кажется, что он испытывает к нему личную вражду. Напрасно Кипренский в своём прошении с униженною шутливостью намекает на былое дружеское расположение к нему великого князя Николая Павловича в те дни, когда художник писал его портреты, Николай Ⅰ не желает помнить этого.

Портрет отца, А. К. Швальбе.
Портрет отца, А. К. Швальбе.

Отчаяние и жизненные затруднения.

Художник впадает в отчаяние, временами он теряет чувство меры, пытаясь добиться, чтобы его выслушали, а в ответ встаёт стена недоверия и недоброжелательства.

Между тем просьба Кипренского была скромна и выгодна скорее для России, чем для художника. Он просит принять «собрание его картин... тем более любопытное для истории художеств, что в оном собрании ясно виден ход успехов в течение двадцати семи лет».

Портрет Е. В. Давыдова
Портрет Е. В. Давыдова

В вознаграждение Кипренский просит ссудить ему двадцать тысяч рублей на пять лет без процентов. К прошению он прилагает «реестр» этих восьми картин, среди которых были такие шедевры, как портрет А. К. Швальбе и портрет Е. В. Давыдова.

Начинается утомительная и унизительная для художника переписка. Кажется, что слава Кипренского давно забыта, и министр двора князь П. М. Волконский запрашивает русских посланников в Риме и Неаполе о качестве предлагаемых картин.

Мальчик-лаццарони
Мальчик-лаццарони


Отзыв русского посланника в Риме князя Г. И. Гагарина о Кипренском вполне доброжелателен: «Это один из лучших художников, и затруднения, в которых он находится в настоящее время, происходят по причинам, не зависящим от его воли».

Зато отзыв Г. Э. Штакельберга из Неаполя холоден и враждебен: «Я не считаю, что их достоинство пропорционально просимой за них ссуде». В результате Кипренскому было отказано и «высочайше повелено оставить так до времени».

Ворожея со свечой
Ворожея со свечой


В 1834 году «после того, как все лучшие творения мои были отвергнуты», - писал Кипренский, - он отправляет в Петербург, в Общество поощрения художников три своих картины - «Сивиллу Тибуртинскую», портрет Торвальдсена и портрет А. К. Швальбе — с просьбой представить их царю для приобретения.

Было «повелено наперёд спросить у Кипренского цены сим картинам» и приобрести лишь портрет отца, а остальные возвратить художнику.

-7


Несмотря на все трудности Кипренский продолжает работать.

Невзирая на денежные затруднения, неприятности и тревоги, Кипренский работает. В 1831 году он пишет для Шереметьева картину «Читатели газет в Неаполе». Четверо молодых людей внимательно читают французскую газету, все лица портретны, однако портреты эти до сих пор достоверно не разгаданы.

Читатели газет в Неаполе
Читатели газет в Неаполе

Сам Кипренский и Александр Иванов в письме к отцу называли их «русскими путешественниками», а Андрей Иванов в Петербурге был уверен, что художник изобразил «несколько особ польской нации».

Неаполитанская девочка с плодами
Неаполитанская девочка с плодами


На академическую выставку 1833 года Кипренский прислал из Италии шесть работ. Кроме «Читателей газет», там были также «Ворожея со свечой», «Мальчик-лаццарони», «Итальянка с плодами» и редкий в творчестве Кипренского пейзаж «Вид Везувия с моря». Критик М. Е. Лобанов отправил художнику свою статью о выставке, добавляя, что его «картины произвели здесь общий восторг».

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!