Фильм «Гундерманн», снятый в Германии в 2017/2018 годах, повествует нам о насыщенной событиями жизни Герхарда Гундерманна, поэта и музыканта времён ГДР. В течение дня он работает водителем угольного экскаватора на шахте, а вечером, после смены, выходит на сцену и исполняет песни собственного сочинения. Свои баллады он посвящает радостям и горестям простых людей, что не может не найти отклика в их сердцах.
Да, музыканты, как и другие представители творческих профессий, – это люди с тонкой душевной организацией. И Гундерманн тому не исключение. Но при этом нельзя забывать, что в качестве главного героя нам представлен художественный образ реального человека – кумира публики Восточной Германии 1980-х гг.
Данная игровая кинокартина работает с образами и историями, которые заставят вас о многом задуматься. В первую очередь, над тем, в чём состоит смысл жизни человека? Красной нитью через этот автобиографический фильм проходит фраза «Von jedem Tag will ich was haben, was ich nicht vergesse» («Я хочу, чтобы каждый день приносил мне что-то, чего я не забуду»). Для Гундерманна, как мне кажется, главной целью существования было принести пользу людям, стать нужным обществу, в котором он живёт. Именно поэтому он неоднократно вступает в конфронтацию с властями, всегда без стеснения и стыда высказывая свою жёсткую и однозначную позицию по актуальным для людей того времени вопросам, активно её при этом доказывая, аргументируя, подтверждая. Несколько раз в фильме Гундерманна просят принести извинения за резко и порой даже грубо высказанные замечания и упрёки, но он всегда отказывается, ведь, как говорит сам, просто не умеет извиняться.
Будучи человеком, свободным от предрассудков и каких-либо рамок, ограничивающих мысли и действия, он всегда знает, чего хочет от жизни. Единственное, чего наш герой не может понять, так это причин его сотрудничества со Штази (тайная полиция и разведка Министерства государственной безопасности ГДР). На вопросы друзей и любимой девушки, почему он доносил на других людей, Гундерманн не может дать чёткого и однозначного ответа, но испытывает при этом обострённое чувство вины и даже некоего раскаяния. Каково место человека в этом мире, можно ли идти против системы и насколько эти оправданно, нужно ли уметь признавать свои ошибки и как определить, что правильно, а что нет – вот далеко не полный перечень тех важных и спорных вопросов, которые поднимает и раскрывает данный фильм.
Что касается музыкальной профессии Гундерманна, то он, благодаря своим очень личным, искренним и проникновенным текстам, был чрезвычайно популярным исполнителем как в ГДР, так и после исчезновения этого государства. И даже факт сотрудничества музыканта со Штази (главный герой перед выступлением на одном из концертов сам признался в этом «предательстве», что говорит о мужестве, силе воли и стойкости духа Гундерманна) не смог лишить его славы и признания – число его поклонников неуклонно продолжало расти. Однако герой, несмотря на успех на музыкальном поприще, продолжал работать простым водителем экскаватора, пока в 1998 году не скончался от инсульта…
Таким образом, данный фильм произведёт на вас неизгладимое впечатление.
Всем рекомендую для просмотра!