Приоритет интересов пациента является одной из главных особенностей современного здравоохранения.
Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи и работой системы здравоохранения в целом - основные задачи минздрава, что системно подчеркивает новый министр Мурашко.
Поскольку, эти тренды в нашей медицине закрепляются всерьез и надолго, интересно посмотреть как это работает в тех системах здравоохранения, откуда они к нам пришли.
Точнее, скопированы.
Такие понятия, как: пациентоориентированность, критерии оценки качества и инструменты его повышения, используемые в России, практически полностью соответствуют западным образцам.
Смотрим за бугор
В Англии вопросами медицины занимается Национальная служба здравоохранения (National Health Service NHS), которая финансируется государством.
NHS регулярно проводит опросы по удовлетворенности населения системой здравоохранения.
Последнее большое исследование 2018 года показало, что в целом удовлетворенность пациентов продолжает падать.
В целом в Англии удовлетворены чуть больше половины опрошенных - 53%, при этом пожилые люди более удовлетворены, чем молодые.
Чем удовлетворены и не удовлетворены
Четыре основные причины, по которым люди были довольны работой NHS: качество медицинской помощи; бесплатность в момент использования; широкий спектр услуг и доступных процедур, а также отношение и поведение врачей и персонала (т.е. та самая эмпатия, о которой говорит Мурашко).
Четыре основные причины, по которым люди были недовольны государственной системой здравоохранения: длительное время ожидания; нехватка персонала; недостаток финансирования; направления, где деньги, по мнению пациентов, были потрачены впустую.
Для справки - среднее время ожидания госпитализации (плановой) составляет 6 недель.
В некоторых сегментах удовлетворенность, в отличие от общей тенденции к падению, растет.
Удовлетворенность амбулаторным обслуживанием составила 70 процентов, стационарными услугами удовлетворены 63 процента.
Что в итоге
По результатам исследования можно говорить о том, что английские пациенты в целом удовлетворены работой врачей и персонала, но их не удовлетворяют результаты работы организаторов здравоохранения.
Причем, эта неудовлетворенность имеет многолетнюю тенденцию к росту, в основном у более молодого поколения.
Наверное, если мы решительно копируем чужой опыт, российским руководителям здравоохранения следует присмотреться к разным его аспектам.
Может быть, в здравоохранении назрели управленческие решения, которые помогут врачам, как в далекой Англии, оказывать пациентам медицинскую помощь, вызывающую большое удовлетворение?
ЧТО СКАЖЕТЕ?