Найти тему

Контрафакт на прилавках России

Защита от контрафакта Pro Control

Вам еще не приходилось покупать "Чай черный цейлонский "Охотник", по виду напоминающий то ли содержимое трухлявого пня, то ли махорку? И на консервы под названием "Лещ каспийский с маслом", на поверку оказавшимися заурядной килькой в томате, вы тоже не нарывались? Значит, вы человек или очень бдительный, или же вам просто повезло.

Полюбоваться подобными "гримасами" пищевого рынка можно было в день защиты прав потребителей, на необычной выставке забракованных товаров. Уникальные экспонаты, собранные сотрудниками контролирующих органов, заставляли поражаться беспардонности изготовителей и продавцов, всучающих нам, доверчивым и наивным покупателям, заведомо некачественный товар.

Ну, ладно - с лещом, замаскировавшимся под кильку, все вроде бы понятно: предприятие-изготовитель впопыхах могло перепутать этикетки. Гораздо хуже, когда вполне съедобная килька приобретает металлический привкус и становится опасной из-за начавшегося в консервной банке окисления. Опять-таки как это определить, не отходя от прилавка? Не таскать же с собой, в самом деле, консервный нож!

А вот присмотревшись к коробочке чая "Охотник", зрячий покупатель вполне заподозрит неладное - на упаковке не указаны важнейшие реквизиты: место нахождения изготовителя, упаковщик, экспортер, наименование страны и места происхождения товара. Нет даже пометки о дате выпуска и технических документах, в соответствии с которыми этот чай изготовлен. Та скудная информация, которую все же можно разглядеть, уместилась на ярлычке, изготовленном явно на ксероксе и наклеенном на упаковку. Так же, путем ксерокопирования, приноровились народные умельцы оформлять коробочки с широко рекламируемым чаем "Брук Бонд". Вскрыв фальсифицированную упаковку, потребитель обнаружит лишь чайную пыль да отходы чайного производства.

Вполне по силам покупателю заподозрить неладное и в алкогольном напитке "Настойка горькая "Стольная лимонная". Разлита настойка почему-то в бутылку с четким тиснением на стекле "Водка особая". А штрихкодовых марок - хоть отбавляй: и московского происхождения, и чувашского. Но иллюзия о качественном товаре моментально рассеивается, стоит только встряхнуть бутылочку - тут же частички неопознанных примесей поднимутся со дна. Если штрихкодовая марка не поддельная, то неужели в местной корпорации "Атал - Волга" допустили оплошность, наклеив авторитетную бумажку на подозрительную бутылочку?

Предлагают нашему покупателю и "Томатный кетчуп "Острый", где, кроме зерен томата, что уже является нарушением, просматриваются хлопья плесени. А перец черный молотый иногда, оказывается, не имеет ни запаха, ни вкуса, по виду же его запросто можно спутать с цементом. Один из изготовителей такого перца словно в насмешку поместил на упаковке надпись-"завлекалочку": "Море специй! Почему так вкусно?"

Конечно, на вкус и цвет товарищей нет. Может, кому-то действительно нравится употреблять жидкость с ласковым названием "Льдинка" производства ООО "Объединение "Биопром". Ведь в ней, как указано на этикетке, "спирта более 91%", да и посуда подобрана удачно, некоторых при виде миниатюрной бутылочки так и тянет сообразить "на троих". Зато тех, кто не сочтет за труд поинтересоваться информацией на оборотной стороне этикетки, ждет разочарование - жидкость внутри бутылки без утайки названа растворителем универсальным, предназначенным для обезжиривания поверхностей.

В этом отношении гораздо приятнее пить некую минеральную воду, по упаковке очень умело имитирующую популярную "Боржоми", но изготовленную частным предпринимателем из... Козьмодемьянска. Где предприниматель нашел в Марийской Республике животворящий источник, одному ему ведомый, - специалисты-геологи до этого не докопались. А проверяющие инстанции в просто устали бороться с этим "владельцем скважины": то там, то тут всплывает фальсифицированная "минералка". Ладно хоть, ведет она себя, как в том анекдоте: "Скажите, какие болезни лечит эта вода?" - "Не беспокойтесь, она не вредна для здоровья".

В общем, специалисты в области стандартизации, санэпиднадзора, антимонопольного управления советуют нам всегда помнить русскую пословицу "Не досмотришь оком - заплатишь боком". И еще одну, переделанную в духе времени, - "Семь раз прочти, а потом купи". Да заодно приглядываться к весам и гирям.