Защита от контрафакта Pro Control
Вам еще не приходилось покупать "Чай черный цейлонский "Охотник", по виду напоминающий то ли содержимое трухлявого пня, то ли махорку? И на консервы под названием "Лещ каспийский с маслом", на поверку оказавшимися заурядной килькой в томате, вы тоже не нарывались? Значит, вы человек или очень бдительный, или же вам просто повезло.
Полюбоваться подобными "гримасами" пищевого рынка можно было в день защиты прав потребителей, на необычной выставке забракованных товаров. Уникальные экспонаты, собранные сотрудниками контролирующих органов, заставляли поражаться беспардонности изготовителей и продавцов, всучающих нам, доверчивым и наивным покупателям, заведомо некачественный товар.
Ну, ладно - с лещом, замаскировавшимся под кильку, все вроде бы понятно: предприятие-изготовитель впопыхах могло перепутать этикетки. Гораздо хуже, когда вполне съедобная килька приобретает металлический привкус и становится опасной из-за начавшегося в консервной банке окисления. Опять-таки как это определить, не отходя от прилавка? Не таскать же с собой, в самом деле, консервный нож!
А вот присмотревшись к коробочке чая "Охотник", зрячий покупатель вполне заподозрит неладное - на упаковке не указаны важнейшие реквизиты: место нахождения изготовителя, упаковщик, экспортер, наименование страны и места происхождения товара. Нет даже пометки о дате выпуска и технических документах, в соответствии с которыми этот чай изготовлен. Та скудная информация, которую все же можно разглядеть, уместилась на ярлычке, изготовленном явно на ксероксе и наклеенном на упаковку. Так же, путем ксерокопирования, приноровились народные умельцы оформлять коробочки с широко рекламируемым чаем "Брук Бонд". Вскрыв фальсифицированную упаковку, потребитель обнаружит лишь чайную пыль да отходы чайного производства.
Вполне по силам покупателю заподозрить неладное и в алкогольном напитке "Настойка горькая "Стольная лимонная". Разлита настойка почему-то в бутылку с четким тиснением на стекле "Водка особая". А штрихкодовых марок - хоть отбавляй: и московского происхождения, и чувашского. Но иллюзия о качественном товаре моментально рассеивается, стоит только встряхнуть бутылочку - тут же частички неопознанных примесей поднимутся со дна. Если штрихкодовая марка не поддельная, то неужели в местной корпорации "Атал - Волга" допустили оплошность, наклеив авторитетную бумажку на подозрительную бутылочку?
Предлагают нашему покупателю и "Томатный кетчуп "Острый", где, кроме зерен томата, что уже является нарушением, просматриваются хлопья плесени. А перец черный молотый иногда, оказывается, не имеет ни запаха, ни вкуса, по виду же его запросто можно спутать с цементом. Один из изготовителей такого перца словно в насмешку поместил на упаковке надпись-"завлекалочку": "Море специй! Почему так вкусно?"
Конечно, на вкус и цвет товарищей нет. Может, кому-то действительно нравится употреблять жидкость с ласковым названием "Льдинка" производства ООО "Объединение "Биопром". Ведь в ней, как указано на этикетке, "спирта более 91%", да и посуда подобрана удачно, некоторых при виде миниатюрной бутылочки так и тянет сообразить "на троих". Зато тех, кто не сочтет за труд поинтересоваться информацией на оборотной стороне этикетки, ждет разочарование - жидкость внутри бутылки без утайки названа растворителем универсальным, предназначенным для обезжиривания поверхностей.
В этом отношении гораздо приятнее пить некую минеральную воду, по упаковке очень умело имитирующую популярную "Боржоми", но изготовленную частным предпринимателем из... Козьмодемьянска. Где предприниматель нашел в Марийской Республике животворящий источник, одному ему ведомый, - специалисты-геологи до этого не докопались. А проверяющие инстанции в просто устали бороться с этим "владельцем скважины": то там, то тут всплывает фальсифицированная "минералка". Ладно хоть, ведет она себя, как в том анекдоте: "Скажите, какие болезни лечит эта вода?" - "Не беспокойтесь, она не вредна для здоровья".
В общем, специалисты в области стандартизации, санэпиднадзора, антимонопольного управления советуют нам всегда помнить русскую пословицу "Не досмотришь оком - заплатишь боком". И еще одну, переделанную в духе времени, - "Семь раз прочти, а потом купи". Да заодно приглядываться к весам и гирям.