Найти в Дзене
Ильяс Фекердинов

Серые голуби Христа

Радения христоверов
Радения христоверов

Если со скопцами на Руси всё относительно ясно и даже самый отдалённый от темы человек может себе представить, что такое «оскопление», то с т.н. хлыстами всё намного сложнее. Ни одна секта на Руси не оказалась настолько окружённой мифами и откровенным поклёпом, как хлысты. А ведь это не копия средневековых европейских ересей, но во многом самобытное, русское явление.

Хлысты возникают в середине XVII века в одно время с церковным расколом. Вроде бы ясно, что это мистическая секта, но подобная дефиниция тоже очень сложна. Во-первых, что такое секта? Главный исследователь вопроса, Александр Панченко младший отвечает, что секта – это не институализированное верование, находящееся в оппозиции к господствующей религиозной доминанте. Хлысты ведь не считали себя сектой, а, наоборот, единственно правильными христианами, которые лучше других поняли путь спасения. С их точки зрения – сектанты все остальные. Мистика – это личное переживание божественной тайны с помощью определённой духовной практики. Христианский мистицизм основан на глубокой молитве. Немецкий мистик Майстер Экхарт говорил, что это нужно для того, чтобы «Бог родился в нашей душе, а душа в Боге».

Во-вторых, большой вопрос возникает по поводу генезиса хлыстовства. Существует, как минимум, четыре гипотезы: от богомильства и манихейства; от протестантов и масонов; от славянского язычества; от русского раскола, исихазма и самобытных ересей. В дореволюционной историографии делался упор на пришлый характер секты, её латинский, западный корень, потому что иначе пришлось бы признать громадную религиозную оппозицию внутри страны. Часто пишут, что хлысты просто ветвь квакеров и шейкеров. Тоже трясутся, тоже ищут Бога внутри себя. Но шейкеры возникают в середине XVIII века, а квакеры в середине XVII-го, т.е. одновременно с хлыстовством, что, как бы, исключает вторичное положение последнего. Версия о языческих корнях хлыстовства, основанная на их витальных ритуалах, кажется странной даже для XIX-го века. Всё-таки хлысты монотеистичны, как бы народнику Щапову не хотелось видеть в них финно-угорские корни. Наконец, наиболее ясной и чёткой выглядят построения советского классика Александра Клибанова и его тёзки-современника Панченко, которые убедительно вывели начало христовщины из беспоповского согласия староверов и загадочной капитоновщины.

В-третьих, «хлысты» - это ориенталистский, колонизаторский взгляд этнографа, миссионера, бумажного учёного на Другого. Сами сектанты называли себя христами, христоверами, сваофами, божьими людьми или серыми голубями. Название «хлысты» они считали оскорбительным и неприличным, полагая, что прочие люди, особенно церковники, просто не могут вымолвить «христы», чем доказывали свою дьявольскую сущность. Представителям же официальной иерархии было не чину называть сектантов именем Исуса. Интересно, что в советской историографии хлыстов, как правило, уважительно называли христоверами.

Так что во что верили серые голуби?

Основной для возникновения хлыстовской ереси послужило т.н. обожение. Это христианская идея о приобщении человека к Божественной благодати, через непрестанное устремление к Богу. И хоть сам термин отсутствует в Библии, но в ней рассыпано множество намёков на то, что человек, посредственном определённых действий, может преобразить свою природу:

«Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы», (Пс. 81:6).

«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос», (Гал.1:20).

«Будьте святы, потому что Я свят. Будьте святы, потому что Я свят». (1Пет. 1:16).

Представим, что это слышит в церкви неграмотный крестьянин, который со временем «своим умом дойдёт» до того, что и он может стать Христом. Вот хлысты и развели идею обожения до того, что Бог может пребывать в отдельном человеке или коллективной общности. Корабль, то есть хлыстовская община, может носить в трюме огненного Бога. С помощью духовной практики член общины может стать Богом, после чего перераспределит открывшуюся ему благодать на остальных людей корабля. Как правило, кораблям управлял новоявленный Христос, который брал себе в помощницы Богородицу. Корабли были автономны и хоть поддерживали связь с другими общинами, но почитали за настоящего Христа только своего настоятеля. Какой-никакой, но монотеизм.

Влияние беспоповщины видится в том, что брак для хлыстов был табу. Вообще, среди всего хлыстовства брак отрицался, что вовсе не означало отсутствие половых отношений, хотя деторождение среди сектантов было значительно более редким, чем среди православных. Церковную иерархию хлысты не признают, потому что церковь, по их мнению, погрязла в мздоимстве и чинопоклонении, лишилась благодати, поэтому её ритуалы и таинства не имеют никакой силы. Чаще всего в хлыстовстве не нужно никаких особых заслуг для того, чтобы заслужить статус Богочеловека, кроме некоего природного дара, как бы мы сказали, харизмы. Отсюда неприятие официальной иерархии и специальных богослужебных предметов, вроде икон. Зачем они, если достаточно дара, внутреннего напряжения духа? Хлыстовство более индивидуальное учение, чем тоже православие. Также хлысты выступали за жёсткую религиозную аскезу, воздержание от сношений, употребления табака, алкоголя и чая. Чай – напиток Антихриста, тут дело известное.

Дух нисходит на хлыстов с помощью экстатических радений, особых практик, состоящих в чтении Писания, с пением и кружением, бегом, прыжками и трясками, доходящими порой до бесчувствия. Миссионеры, начиная с XIX века описывали, что радение оканчивалось свальным грехом, когда в темноте все совокуплялись со всеми. Достоверных подтверждений этому предоставлено не было, так как авторы этих вставок на самих радениях не присутствовали, а выполняли заказ имперской бюрократии. Впрочем, не смотря на аскетичный дух хлыстов, их лидеры зачастую погрязали во блуде, что привело к тому, что из секты выделилось более радикальное направление скопцов.

Хлысты были одной из самых многочисленных сект в России. По разным оценкам в неё входили от сотен тысяч до несколько миллионов человек. Они выжили даже в сталинских репрессиях. Хлысты в 30-хх говорили: «Раньше царь угнетал народ, а сейчас Сталин, тот хоть кормил людей досыта, а при этом народ сидит голодным». Христоверы существуют до сих пор. Живут по городам и ведут законспирированную, непонятную обывателю мистическую жизнь. Собираются, радеют, выбирают новых Христов и пророков. Верят в то, что рай можно взыскать посредством лихой пляски.

Впервые опубликовано в паблике "Под корень". Разрешено свободное копирование и распространение