Эта статья - не откровение монахини - расстриги и не "исповедь бывшей послушницы", поэтому, желающих позлорадствовать на эту тему прошу пройти мимо.
Это мое описание реальных условий жизни, которые были в одном из женских монастырей Русской Православной Церкви в 2000-х годах.
Лето было для меня действительно "маленькой жизнью". Уже 4-ый год подряд в летние каникулы мама отвозила меня в женский монастырь, как это тогда называлось - "на послушание". Добровольно. Мало того - мне было всего тринадцать, а я твердо решила принять монашество...
Сейчас, вспоминая те годы, во мне просыпается лёгкая, светлая грусть... Я скучаю по той жизни - чистой, незапятнанной, скучаю по монастырю и его уставу, по себе тогдашней - маленькой, наивной девчонке в длиннющей юбке и белом платке...
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь находится на окраине города Ступино Московской области. В те годы там проживало около 30 сестер. Много было девушек из Украины, одна с Белоруссии, поэтому, вернувшись домой, я долго ещё разговаривала с акцентом. Да что греха таить - у меня и сейчас порой проскакивают в речи те интонации!
Отдельно стоит упомянуть настоятельницу монастыря - игумению Марию (Баранову). Я очень привязалась к ней за то время, что там жила. Сестры любили её, некоторые обращались к ней просто - "мама"... Это дорогого стоит. Вокруг неё было столько заботы, теплоты, любви и ласки, что мне казалось - я попала в настоящий Рай! Не хотелось уезжать оттуда, не смотря на все трудности. В монастыре нужно рано вставать, молиться, выстаивая долгие службы. Нужно постоянно работать над собой.
И физический труд никто не отменял - сенокос, огород, уборка территории, храмов и келий, помощь на кухне и в прачечной, но самое моё нелюбимое было даже не труд - это была баня... Русскую баню я не люблю саму по себе - мне становится плохо, если жарко натоплено и высокая влажность. Там же, помимо всего прочего, было еще и очень неудобное, низкое, подвальное помещение. (да, баня находилась в подвале каменного жилого корпуса!) А других вариантов помыться на тот момент там не существовало - в водопроводе была только холодная вода...
Подъём в 6 утра, полунощница и утренние молитвы в домовом храме преподобного Сергия Радонежского, после которых всем раздавались послушания - задания на день. Иногда меня отправляли на службу (служба в монастыре ежедневная, утром и вечером), но чаще всего я шла с сестрами на сенокос, или в огород.
Это были самые лучшие времена! Мы разговаривали, пели, пололи, делали грядки, теплицы, сажали капусту и помидоры, именно там я получила первичные навыки работы на земле. В будущем мне это очень пригодилось.
Сестры все были живые, общительные, никто друг на друга не кляузничал и не сплетничал, все общались на равных между собой. Самая молоденькая сестра - Люба, которой на тот момент было 15, заканчивающая школу уже в монастыре, спокойно общалась со старшей мать Анастасией. Все одинаковые, все равные, все любимые... Неудивительно, что я захотела там остаться!
Вкусны были монастырские трапезы, с любовью приготовленные Ольгой Николаевной - сестрой из Украины, у которой не только борщ, но и вся кухня получалась "на ура". Благодатны были летние вечера, когда можно было отдохнуть, почитать книгу, погулять, подумать... В те минуты, когда уставший день уже клонился к вечеру, а солнце, катящееся к закату, окрашивало белые стены монастыря в необыкновенные цвета, очень хорошо думалось... О чём? Уже и не вспомнить теперь. Но эти вечера в памяти моей на всю жизнь...
А порой нас благословляли "отдохнуть". Мы играли в пионер-болл и волейбол, пару раз ходили в лес за грибами и ягодами, купались в Оке, смотрели в конференц-зале кино на разные темы. Сестры любили меня, а я их.
Идиллию разрушила мама, которая приехала и забрала меня домой, испугавшись того, что я хочу остаться там насовсем. Я плакала, матушка Мария утешала меня, а мама обещала, что я приеду в следующие каникулы...
Больше я туда не вернулась. Дома ждал очередной скандал, мой "юношеский максимализм" взял верх, и я пригрозила маме, что если она не отпустит меня сейчас, то я никогда уже не пойду в монастырь. (В будущем она согласна была на это) Мама меня не отпустила.
Кто знает, как сложилась бы моя судьба, если бы я осталась тогда в монастыре. Спустя пару лет пошли слухи, что матушка Мария с сестрами ушли в раскол, что она не хотела принимать ИНН. Достоверной информации я так нигде и не нашла.
Одно я знаю точно - на всё воля Божия. Он устраивает человеческую судьбу именно так, как полезнее всего будет нам самим. У меня сейчас есть муж и трое прекрасных детей. И в этом моё призвание и моё спасение. А чего не случилось - значит, тому не суждено было случиться...
Благодарю за внимание!
Продолжение уже здесь.
Третья часть. Послушания - Здесь.
Прощеное воскресение и Великий пост в монастыре здесь.
Можете так же прочитать мои статьи на тему религии:
23 февраля - день рождения у патриарха Алексия II ;
РПЦ или экстрасенсы?