Найти тему
soullaway soullaway

Хроники орловского рока. Воспоминание первое.

«Я никуда не хожу, мне этот мир неинтересен.
 Всем нужны только деньги…».
Сергей «Колпак» Животов 2015 год.

1998 год. Группа «Магистраль» на летней сцене центрального парка культуры и отдыха г. Орёл.

Память странная штука. Иногда в голове всплывают какие-то абсолютно незначительные вещи, а вот что-то ослепительно важное я не могу вспомнить. Точно знаю, что с Гришаевым я познакомился на почве обмена картриджами. Это сейчас все играют в компьютерные игры, а раньше компьютер был штукой из научной фантастики и уж точно не игрушкой. Играли мы на китайских приставках к телевизору. Марио, танчики, черепашки ниндзя, супер контра… Десятки игр. Всего и не упомнишь.

-2

1997 год. ПГТ Глазуновка. На фото Алексей Волчёнков (светлые волосы) и я.

А спустя пару лет я узнал, что Лёшка занимается музыкой. Рок музыкой. Для меня наличие настоящей электрогитары в ПГТ было чем-то вроде инопланетного корабля. Впрочем, у Лёшки была и не электрогитара. Это был Бас. Первый альбом будущие Еретики записали кажись в 97 году под вывеской «Центр». В акустическую гитару засовывался микрофон, пропущенный через советскую примочку, и на выходе получалось какое-то адское шипение. В качестве ударных был пионерский барабан и какое-то подобие «железа». На стойку от искусственной ёлки были примотаны изолентой тарелки, а вместо бас бочки был так называемый «том» заклеенный кусками скотча. Писались они естественно с помощью наложений одних партий на другие. Всё это было словно в какой-то другой жизни. Впрочем, жизнь тогда действительно была другая.

Каждый второй подросток ходил в футболках с логотипом какой-нибудь группы, а каждый третий мнил себя будущей рок звездой. Сережки в ушах, балахоны, джинсы залитые отбеливателем и прочая атрибутика были частью какой-то общей моды. У меня тогда были длинные волосы и почти полное собрание сочинений таких групп как Наутилус Помпилиус и Агата Кристи.

Примерно в то же время я познакомился с Эдуардом Утукиным, который работал в музыкальном киоске. Вы помните ларьки, разбросанные по всему городу с сотнями аудиокассет выставленных в витринах? Там еще было крошечное окошко напоминавшее амбразуру, куда надо было заглядывать, что б увидеть продавца. Впрочем, все ларьки так выглядели. Неважно, что там продавали. Колбасу, пиво, сигареты или аудиокассеты. Было время, когда в таких ларьках можно было покупать водку и видеокассеты с порнографией. Сейчас же в киосках продают лишь скучную прессу.

-3

Дмитрий «Ёж» Фабричный рядом с музыкальным киоском. Середина 90-х.

Эдик по доброте душевной переписал мне пару кассет со своим творчеством, и я был весьма удивлен. Если Гришаев и компания играли нечто маловразумительное, то у Эдика творчество было совсем другого уровня. Гитара звучала как гитара, а звук был похож на звук. То есть его записи можно было включать при маме. Это кстати очень важный момент. Мне тогда было 12 лет и маму интересовали мои музыкальные пристрастия. Нет, мне никогда ничего не запрещали. Захотел длинные волосы? Пожалуйста. Нравится ходить исключительно в джинсах? Нет вопросов. Так же обстояли и дела с увлечением баскетболом и поступлением в музыкальную школу. Впрочем, в музыкалке я проучился недолго. Всего-то одну четверть.

Осенью 1997 года Гришаев выдал мне почитать книгу «Я не верю в анархию» и мой маленький мир рухнул. То есть к творчеству Егора Летова я пришел через его слова, а не через музыку. В книге был ряд цитат, и они меня заинтересовали. Прикупив же пару альбомов, я выяснил, что звук может быть полным говном, но это не отменяет энергетики. Внимательно прослушав несколько кассет, я бросил музыкальную школу, уговорил бабушку выдать мне денег на гитару и всерьез заинтересовался рок группами в Орле и области.

Первый рок концерт, на котором я оказался, проходил в сарае. Были барабаны и гитара «Музима», пропущенная через отличную примочку. Еретики играли в усеченном составе без баса. Это был, кажется, март 98 года. Я вроде как числился в группе вторым вокалистом, но банально не сумел спеть ни одной песни. Впрочем, меня это мало печалило. Панк рок мне представлялся чем-то таким, где можно всё. Петь не обязательно, важен процесс.
В сарай набилось человек 20 местных деревенских панков, по кругу разливалась самогонка и, в общем-то, это было одно из самых сильных впечатлений моей жизни на тот момент. Через пару дней Еретики играли в Глазуновском ДК где я вновь оказался на сцене. Собственно это был второй, и последний раз, когда я выходил на сцену в своей жизни. Через несколько дней мы с Лёшкой попробовали записать мой голос и, услышав себя со стороны, я ужаснулся. Так петь было нельзя. Тем более на сцене. С тех пор я числился в группе директором.

-4

ДК в посёлке Глазуновка. Наши дни.

На тот момент Еретики играли в составе Дима Ярыгин голос, бас. Денис Дудкин гитара. И Лёшка Гришаев ударные. Однако Денис играл не только с Еретиками и то появлялся в составе, то исчезал. В итоге Лёшке приходилось брать в руки то бас, то гитару. На записях эта проблема решалась путем накладок одних дорожек на другие и проблемы не представляло. Но вот играть живьем в усечённом составе было сложно.

-5
-6

Еретики образца 1997 года.

Честно говоря, я не помню, как зашел разговор про поиск ударника для Еретиков. С ударниками всегда была беда. Вокалистов и гитаристов завались, а вот ударников категорически не хватало. Именно с просьбой о помощи я и явился к Эдику в ларек. Подумав, он дал дельный совет сходить на концерт в Дом Пионеров и найти там Алексея Познахирина по прозвищу «Децл». Кстати прозвища тогда были почти у всех. Познахирин был Децл, я Соловей. Гришаева называли Лось, на что он категорически обижался.

Децла в тот раз я не нашел, но ознакомился с творчеством группы «Грани» где он играл на ударных. Кто-то в шутку назвал группу «Срани» и, в общем-то, примерно такое мнение у меня и осталось после прослушивания. Что они, что Еретики были какими-то дилетантами в плохом смысле этого слова. То есть это было интересно, но именно с точки зрения подростка которому не с чем сравнивать. Откровение случилось у меня на орловском рок-фестивале 1998 года.

Я и Лешка Децл были приглашены в состав группы ГорZть в качестве мальчиков-Будд. Приглашал нас вокалист и худрук Эдуард. Он же «Зосима». Торгуя аудиокассетами возле рынка, Зосима умудрялся аккумулировать какую-то бешеную энергию. Внешне его точно знала большая часть ценителей музыки в городе. При этом он не носил ирокезов, булавок в ушах и производил впечатление интеллигентного человека. Он не ходил на тусовки и занимался только творчеством.

По замыслу Эдика мы должны были сидеть на протяжении музыкального сета со свечами и что-то собой олицетворять. Со стороны это выглядело не более чем забавно, но звук. Меня потряс звук, с которым играл Зосима. До фестиваля я относил кассету Еретиков на предварительное прослушивание и, послушав ГорZть не удивился, что Еретиков никто не пропустил. Какой-никакой, но отбор на фестиваль существовал. Хотя изначально проект Зосимы тоже был зарублен. Он ходил лично договариваться и заставлял организаторов прослушать кассету с демо записью. Спустя много лет я прослушивал ту кассету. Действительно всё было толково сделано. Не пропустили их, скорее всего, потому что никто и не слушал демку.

-7

1998 год. Рок фестиваль. Город Орёл. Я изображаю мальчика-Будду.

Фестиваль шёл два дня. Для того времени это было событием. Вокруг здания «Юбилейного» всё было усеяно неформалами всех видов. Панки, хиппи, металлисты, скины. Народ еще не был избалован концертами и местечковые группы, что называется, собирали зал. Рок был живее всех живых, и казалось, что эта музыка будет вечной. Хотя как показал дальнейший опыт, нет ничего более временного, чем ощущение вечности.