Средневековье
Фантастическое воображение под знаком «эстетики чудесного» было основой средневекового рыцарского эпоса. Обрамлением фантастических сюжетов стала легенда о дворе короля Артура, наложенная впоследствии на расцвеченную воображением хронику крестовых походов. С ней скрещивалась более исторически обоснованная легенда о дворе Карла Великого. Они составляют особую эпоху в развитии фантастики.
Возрождение
Развитие фантастики в период Ренессанса завершают «Дон Кихот» М. Сервантеса — пародия на фантастику рыцарских похождений и одновременно начало реалистического романа, и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле — комическая эпопея на фантастической основе, одновременно традиционной и произвольно переоформленной и переосмысленной. В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, стимулировали фантастику религиозно-мифологические образы Библии. Крупнейшие произведения христианской фантастики — «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» Дж. Мильтона — основаны на апокрифах
17-18 век
К концу XVII века маньеризм и барокко сменил классицизм, по своей сути чуждый фантастике: его обращение к мифу полностью рационалистично. В романах XVII—XVIII веков мотивы и образы фантастики используются для осложнения интриги. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта фантастика в духе Рабле и Сирано де Бержерака поставлена на службу идеологической сатире.
Продолжение следует...