Единственную из своих цариц хан выдал замуж за другого.
Принцесса воронов
Ибаха была старшей и любимой дочкой наследника кереитов. Ее древний народ имел славную историю - когда девочка появилась на свет, предки Ибахи уже больше века правили племенами монголов, будучи великими ханами. На троне кереитов находился родной дядя принцессы Тоорил, известный как легендарный Ван-хан.
Красоту тех мест, где провела она свое детство, трудно описать. Небесная гладь реки Туул, окруженная темным лесом, всегда манила девочку. Ей казалось, что она похожа на эту чистую воду, которая стремится вырваться из плена темноты и величия. Ибаха была царевной, но ее отец не был ханом.
Она жила в такой роскоши, о которой можно было только мечтать в те древние времена. Но с малых лет понимала, что никогда не будет любимой и не станет счастливой. Отец Джаха-Гамбу любил дочь, подарившую ему счастье отцовства, но во дворце своих предков не имел никакой власти. Хану он приходился братом, однако только темные леса знали, как ему удалось остаться при нем.
Двое других братьев уже не могли рассказать о том, как Тоорил поступил со всеми, кто мог занять его трон. Только благодаря тому, что Джаха во всем подчинялся хану, его держали здесь.
Ибаха росла в строгости и лишь по вечерам молилась святым воронам, которые считались покровителями кереитов. Она просила у них послать ей любимого - самого мудрого и сильного из всех монголов.
Сестры-наследницы
Тот, кто мог осуществить ее мечты, уже родился на свет. Ибаха слышала о том, что сесть на трон Тоорилу помог славный кият Есугей. Но дядя принцессы не успел отблагодарить храбреца. Есугей отправился сватать невесту своему сыну-красавцу Тэмуджину (будущему Чингисхану), но не вернулся домой.
Может, так распорядилась судьба, чтобы Тэмуджин не женился в тот раз. Он остался один и ему стало уже не до свадеб. Шли годы, у Ибахи появились еще три сестры. Теперь ей было не так грустно. Самой бойкой и умной была сестрица Сорхахтани - ей не было дела до того, чем озабочены взрослые, она с детства знала, что построит свою судьбу, как захочет сама.
Она была совсем не похожа на Ибаху. Другая, Биктутмиш, была самой послушной из дочерей отца. Она доверяла родителям в выборе мужа и верила, что полюбит того, кого ей подберут. Самой маленькой принцессе было еще не до женихов - она лежала в люльке. Дворец Ван-хана все чаще оглашался смехом девушек, ведь юность всегда весела.
Как-то раз Сорхахтани услышала о том, что хан везет из похода гостя - прекрасного юношу. Это был тот самый Тэмуджин, сын храброго Есугея, соратника Тоорила. Смышленая сестрица устроила так, что девушки смогли украдкой поглядеть на славного монгола. Увидев Тэмуджина, Ибаха ничего не сказала сестрам, но сразу поняла, что сердце ее навсегда отдано ему.
Именно такого мужа она просила у воронов. В его глазах сверкали молнии, руки сжимали меч, как будто в любую секунду готовясь нанести удар. Тэмуджин прибыл к хану с просьбой о помощи - вернуть себе трон отца и победить тех, кто когда-то лишил его детства.
Единственный, кому не понравился визит Тэмуджина во дворец, был кузен девушек, сын хана Сангум. Ни на чем не основанная привязанность хана к сыну чужого племени его очень злила. Он считал себя главным после отца в этом ханстве. И не собирался никому позволять занять его место. Отец девушек Джаха-Гамбу по-прежнему служил брату. И на этот раз он отправился выполнять приказ в устье трех рек, где были разгромлены враги Тэмуджина меркиты.
Если бы Ибаха знала, что Тэмуджин уже женат на красавице Бортэ - именно ее он вызволял из плена.
Но она продолжала мечтать о том, что когда-нибудь снова увидит его.Девичьи грезы - странная вещь. Они сбываются, даже если этому нет никаких объяснений.
Последний хан кереитов
И спокойная жизнь сестер подходила к концу. Отцу девушек надоело во всем подчиняться брату. Он был уже не молод и хотел устроить судьбу дочек по-своему.
Тоорил сразу почувствовал эти настроения. Однажды утром сестры узнали, что отец бежал, так как хан уже собирался взять его под стражу. Что делать, девушкам пришлось смириться с этим. По крайней мере хан не собирался причинять им зла. Но у Ибахи были свои мысли. Хан все больше сближался с Тэмуджином, уже считая его за родного сына.
Недалек был тот час, когда они решат скрепить союз браком, и старшей дочери Ибахе первой полагалось пойти под венец. Все было очевидно, но первым делом мужчины договорились о другом. Сначала женится Сангум, ему в невесты Тэмуджин отдаст свою дочь.
Вот тогда принц и взбунтовался. Он не будет родниться с Чингисханом и точка. Наследник совершенно разошелся и нарушил приличия. Сообщив, что у монголов должен быть только один хан, он перешел границы. Меч Тэмуджина почти дождался своего часа, он не собирался сносить такое. Но он сдержался. Великодушие хана часто подводило его. Вскоре Сангум добился своего и настроил отца против бывшего друга.
Слишком переоценил он свои силы. Если бы не это, кто знает, кереиты могли бы еще долго строить свою славную историю.
Несколько раз хитрый наследник заманивал Тэмуджина к себе, планируя заговор. Но что-то всякий раз останавливало Чингисхана. Глядя на все это, хан монголов смекнул, что кереиты предали его, а хан их больше не имеет своего слова. Ему надоело ждать, у него были все возможности подчинить врагов. Однажды во время пира Тоорила и Сангума, он обрушился на их лагерь.
Ханству пришел конец. Для законов того времени Чингисхан еще долго ждал, когда союзники затевали обман за его спиной. Поэтому он с чистой совестью вошел во владения бывшего хана и многим не поздоровилось. Однако хан всегда помнил добро.
Благодарный Чингисхан
Первым делом он направил своих вояк разузнать о судьбе своего товарища Джаха-Гамбу. Несмотря на то, что тот состоял в близком родстве с предателями, хан не смотрел на такие вещи, а судил по поступкам. Узнав о том, что дочери Джаха живы и проживают при дворе, он распорядился лично позаботиться о них. Никого из не тронули и пальцем.
Девушек представили хану. В тот момент и сбылась мечта Ибахи-беки. Перед ней стоял герой не только ее мечтаний, но и герой всех монголов.
Настоящий победитель, так напоминавший ей того храбреца, которого она когда-то разглядела тайком с сестрами. Посмотрев в глаза старшей дочери принца кереитов, Чингисхан понял, что она, пожалуй, лучше всего подходит ему в жены. В глазах Сорхахтани прыгали искорки - она мечтает о юном супруге, пусть станет женой моего сына Толуя.
Биктутмиш вовсе не смотрела на хана, опустив очи. Пусть станет женой моего другого сына Джучи и будет хорошей матерью его детям. Но Ибаха смотрела иначе. Она была сдержанной и молчаливой, как и положено великой царице монголов, но взгляд ее говорил, что она готова отдать за супруга все и не пожалеть ни секунды.
Так Ибаха стала новой супругой Чингисхана. Ее счастью не было предела, и, хотя она не могла бы занять место рядом с законными женами, родившими хану сыновей, она и так была довольна. Несколько лет она не отлучалась от мужа, хотя никак не могла родить ему детей. Но судьба готовила ей новый поворот. К тому времени Чингисхан разыскал и отца своей супруги верного Джаха-Гамбу.
Однако новоявленный тесть посчитал, что достоин большего почтения, чем быть возвращенным в свиту хана.
Новый муж верной беки
Все же теперь он был связан с ним родственными узами. Гордыня обуяла Джаху, а Чингисхан никогда не прощал таких вещей. Вскоре Джаха сбежал и отсюда, а верный слуга хана разыскал его. На этом история Джахи закончилась. Но началась новая жизнь для его дочери.
Чингисхан долго думал, как отблагодарить того верного вояку, который помог ему расквитаться с Джаха-Гамбу. Этой ночью ему привиделся сон, что он должен отдать ему одну из своих жен вместе со всем приданым. Хан долго думал. Ибаха приходилась дочерью тому, кого поймал его полководец. Стало быть, и отдать ему стоит именно ее. Чингисхану было жаль расставаться с верной супругой, но воля небес, пришедшая во сне, была для него священной. Он призвал Ибаху-беки в свои покои и с почетом проводил ее у новому мужу.
Как и всегда, Ибаха повела себя так, как достойно жены хана. Она со смирением собралась с новым супругом и простилась с Чингисханом. Она была благодарна небесам и за то, что была услышана. И поступила так, как обещала - исполнила волю мужа до конца.
Говорят, что принцесса была вознаграждена за такое смирение - в новом браке ей удалось родить сына. Кэхтэй остался при дворе хана после отца и верой и правдой служил ему, заботясь и о матери.