На масленицу катались не только на лошадях. Не у всех была такая возможность, а повеселиться и пообщаться хотелось. Поэтому катались, это надо подчеркнуть, с ледяных гор. Явление это было повсеместным и в южных губерниях, и в северных.
Как правило, в селах строили к Масленице большие искусственные горки, даже если были естественные возвышенности, пригодные для быстрого спуска. В процессе строительства такой горы возникало много поводов пообщаться и, как сейчас сказали бы, «потусить». Для совсем маленьких у домов заливали небольшие катки.
Собственно, устройство искусственной горы подробно описано. Но своими словами пересказать сложно, так что обратимся к специалистам.
Источник: Русский народ. Этнографическая энциклопедия в 2-х томах. Институт русской цивилизации, 2013. Автор статьи «Масленица» М. Громыко, том I
«Четыре столба с настеленными досками и залитыми водою снегом составляли верх горы – гузно. Скат – катище – делался тоже из досок, державшихся на подпорках с «перекладками» поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось «улицею» (раскатом), проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда «улицей» служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и «улицы» втыкали в снег елки. В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем».
На чем только не катались наши пращуры – салазки, шкуры, рогожки. И по одному, а если размеры позволяли по два, а то и по три человека. Когда втроем, то это называлось катиться кораблем: двое сидели лицом друг к другу, а третий между ними. На иной коже помещалось до 10 человек.
Катались и на коньках, их назвали «коники». Иногда съезжали большой компанией, держась друг друга. Это называлось скатиться «юром».
Парни и девушки использовали такие катания, не только на масленицу, для романтических встреч. Вот ничего не изменилось, я сам много раз ходил на такие свидания с коньками под мышкой.
А вот такого я никогда не видел. Это катание на шестах, вот как его описывает этнограф:
«По материалам Вологодчины описано парное и групповое катанье в течение недели Масленицы на шестах. На пологой горке укладывали параллельно жерди в виде рельсов, в полутора аршинах одна от другой, и обливали их водой. Катающиеся становились обеими ногами на одну из обледенелых жердей, брали друг друга за руки и скатывались вниз. Здесь же исполняли обычай, называвшийся «ездить бобром на молодом». Совершался этот обычай тогда, когда на горке появлялся кто-либо из мужчин-молодоженов, приехавших в данную деревню на несколько дней – гостить, как полагалось, у родителей молодой. Знакомые молодожена притаскивали розвальни без оглобен, насильно усаживали на них молодого, к нему присоединялось человек десять, вскакивавших на ходу, и вся компания шумно катилась под гору».