Найти тему
Классическая ГИТАРА

Кристофер Паркенинг, тернистая карьера классического гитариста

Фактически отошедший от выступлений, Кристофер Паркенинг (Christopher Parkening, b. 1947) продолжает активно влиять на мир классической гитары.

Он получил взрывную известность в конце 1960-х годов и стал иконой для бесчисленных американских гитаристов во всех стилях. Поклонников серьёзно впечатляли абсолютный контроль Паркенинга над сложнейшими техническими элементами музыки, а также эмоциональная драма и страсть, которые он, казалось, вкладывал в каждую ноту. Неважно, что он играл — Гендель, Вайс, Равель, Сати, Альбенис, Понсе, Лауро — его многочисленные альбомы были неизменно привлекательны.

фото facebook.com
фото facebook.com

Выросший в Лос-Анджелесе, Паркенинг начал играть на гитаре в 11 лет. По совету его дяди, студийного гитариста Jack Marshall, родители купили ему классическую гитару и записи Сеговии. Он начал брать уроки у Celedonio Romero.

Но Duke Parkening, бывший профессиональный кларнетист, сильнее всего подтолкнул своего сына к музыкальному совершенству. Он просыпался с молодым Кристофером в 5 утра ежедневно, чтобы заниматься перед школой, и строго обучал его совершенствованию своих работ.

Паркенинг начал играть местные концерты, и в 1964 году (в возрасте 16 лет) был выбран для участия в своём первом мастер-классе с Сеговией. (Они останутся близкими друзьями до самой смерти Сеговии.) В 1968 году Паркенинг подписал контракт с Capitol Records и начал гастролировать.

Его карьера резко пошла вверх в 1970-х годах, когда критики во всём мире хвалили его альбомы, концерты и выступления на телевидении, а некоторые называли его «классическим гитаристом Америки номер один». Публицисты отмечали его как протеже Сеговии, включая Паркенинга в список лучших исполнителей с европейской родословной.

Лейбл начал выпускать обложки альбомов, на которых Паркенинг безмятежно смотрел в камеру, одетый в замшевые куртки и водолазки, а не в смокинг. Светловолосый калифорнийский житель, любитель активного отдыха и рыболов-чемпион создавал несколько иной образ, нежели другие классические гитаристы. Он представлял новую породу виртуозов, которую уважают во всём мире как люди его собственного поколения, так и истеблишмент классической музыки.

Удивительно было прочитать в его автобиографии 2006 года «Grace Like a River», что в те безумные годы, когда многие из вдохновлённых им гитаристов усердно мечтали о подобной карьере, он отнюдь не наслаждался своей работой. Его мысли были сосредоточены на том, чтобы накопить достаточно денег, чтобы уйти из этого бизнеса к 30 годам. Он хотел уйти, когда многие его помощники искали вход!

Книга Паркенинга показывает, что его путь был достаточно тяжёл и беспощаден, заставляя тренироваться ночами и влачить одинокое существование. Он пишет о провале во время европейского турне: в знак преднамеренного саботажа он подрезал себе ногти на правой руке настолько коротко, что оставшиеся концерты стали музыкальной катастрофой. Однако, он продолжал работать дальше.

К 1977 году Паркенинг выпустил шесть альбомов, которые следовали по контракту с Capitol Records. Он позвонил своему продюсеру Patti Laursen и менеджеру Sam Niefeld, поблагодарил их за работу и сказал, что заканчивает свою карьеру на том, что казалось её вершиной.

Тем летом Паркенинг и его жена отправились в Монтану на долгожданную спокойную пенсию. Он проводил дни, ловя форель и работая вокруг своего ранчо, и преподавал в «Montana State University» в Bozeman. Однако, к 1979 году он почувствовал скуку и пустоту.

Вторая часть карьеры

Паркенинг начал пересматривать свои приоритеты и размышлять над большими жизненными вопросами. Он слушал записанные на плёнку проповеди калифорнийского проповедника John MacArthur и стал убеждённым христианином. Его автобиография гласит: «Я хотел снова играть на гитаре, но на этот раз с другой целью: почитать и прославлять Господа».

Паркенинг вернулся в Калифорнию и снова начал свою карьеру, подписав новые контракты с Capitol и EMI. Он всё ещё мог многое предложить миру своим мастерством и достиг новых вершин после своего возвращения. Его первые записи после этого исследовали духовные темы, а на юбилее И. С. Баха в 1985 году он выступал в качестве солиста с оркестром, исполняя его кантаты.

Сотрудничество с христианскими вокалистами Kathleen Battle и Jubilant Sykes, а также с коллегой-гитаристом David Brandon привело к появлению альбомов и концертов, получивших признание критиков. Передача «Battle on a Grammy Awards» и сольный концерт в Белом доме для Рейгана были среди многих новых побед Паркенинга. Он также погрузился в концертный репертуар с лучшими оркестрами, записав многие произведения.

Видео «Christopher Parkening - Spanish Dance No. 1 (Duet)»

С первых дней своей карьеры Паркенинг публиковал как можно больше своего репертуара. Он также написал двухтомный метод для гитары.

Спустя два десятилетия после своего возвращения к записи и гастролям, он серьёзно занялся образовательными занятиями, став в 2002 году главой кафедры классической гитары в «Pepperdine University» в Малибу, штат Калифорния. В 2006 году он организовал престижный международный конкурс «Parkening International Guitar Competition», который проводится в Пеппердине каждые три года и может похвастаться самым большим денежным призом среди конкурсов классической гитары.

В 2012 году Паркенинг объявил, что заканчивает свою карьеру после десятилетий на передовой. В эти дни он сосредоточен на своей работе в Пеппердине и семейной жизни со своей женой Терезой и их сыном Люком.

Альбомы, публикации и выступления Паркенинга позволили привлечь массу новых поклонников и практиков к классической гитаре. Многие из тех, кого он вдохновил, сегодня являются концертными исполнителями и педагогами. В бесчисленных видео на YouTube молодые и пожилые гитаристы (включая лучших исполнителей) играют жемчужины из репертуара Паркенинга. Его наследие работает.

По материалам статьи (англ.).

Классическая гитара, путеводитель по каналу