Фактически отошедший от выступлений, Кристофер Паркенинг (Christopher Parkening, b. 1947) продолжает активно влиять на мир классической гитары.
Он получил взрывную известность в конце 1960-х годов и стал иконой для бесчисленных американских гитаристов во всех стилях. Поклонников серьёзно впечатляли абсолютный контроль Паркенинга над сложнейшими техническими элементами музыки, а также эмоциональная драма и страсть, которые он, казалось, вкладывал в каждую ноту. Неважно, что он играл — Гендель, Вайс, Равель, Сати, Альбенис, Понсе, Лауро — его многочисленные альбомы были неизменно привлекательны.
Выросший в Лос-Анджелесе, Паркенинг начал играть на гитаре в 11 лет. По совету его дяди, студийного гитариста Jack Marshall, родители купили ему классическую гитару и записи Сеговии. Он начал брать уроки у Celedonio Romero.
Но Duke Parkening, бывший профессиональный кларнетист, сильнее всего подтолкнул своего сына к музыкальному совершенству. Он просыпался с молодым Кристофером в 5 утра ежедневно, чтобы заниматься перед школой, и строго обучал его совершенствованию своих работ.
Паркенинг начал играть местные концерты, и в 1964 году (в возрасте 16 лет) был выбран для участия в своём первом мастер-классе с Сеговией. (Они останутся близкими друзьями до самой смерти Сеговии.) В 1968 году Паркенинг подписал контракт с Capitol Records и начал гастролировать.
Его карьера резко пошла вверх в 1970-х годах, когда критики во всём мире хвалили его альбомы, концерты и выступления на телевидении, а некоторые называли его «классическим гитаристом Америки номер один». Публицисты отмечали его как протеже Сеговии, включая Паркенинга в список лучших исполнителей с европейской родословной.
Лейбл начал выпускать обложки альбомов, на которых Паркенинг безмятежно смотрел в камеру, одетый в замшевые куртки и водолазки, а не в смокинг. Светловолосый калифорнийский житель, любитель активного отдыха и рыболов-чемпион создавал несколько иной образ, нежели другие классические гитаристы. Он представлял новую породу виртуозов, которую уважают во всём мире как люди его собственного поколения, так и истеблишмент классической музыки.
Удивительно было прочитать в его автобиографии 2006 года «Grace Like a River», что в те безумные годы, когда многие из вдохновлённых им гитаристов усердно мечтали о подобной карьере, он отнюдь не наслаждался своей работой. Его мысли были сосредоточены на том, чтобы накопить достаточно денег, чтобы уйти из этого бизнеса к 30 годам. Он хотел уйти, когда многие его помощники искали вход!
Книга Паркенинга показывает, что его путь был достаточно тяжёл и беспощаден, заставляя тренироваться ночами и влачить одинокое существование. Он пишет о провале во время европейского турне: в знак преднамеренного саботажа он подрезал себе ногти на правой руке настолько коротко, что оставшиеся концерты стали музыкальной катастрофой. Однако, он продолжал работать дальше.
К 1977 году Паркенинг выпустил шесть альбомов, которые следовали по контракту с Capitol Records. Он позвонил своему продюсеру Patti Laursen и менеджеру Sam Niefeld, поблагодарил их за работу и сказал, что заканчивает свою карьеру на том, что казалось её вершиной.
Тем летом Паркенинг и его жена отправились в Монтану на долгожданную спокойную пенсию. Он проводил дни, ловя форель и работая вокруг своего ранчо, и преподавал в «Montana State University» в Bozeman. Однако, к 1979 году он почувствовал скуку и пустоту.
Вторая часть карьеры
Паркенинг начал пересматривать свои приоритеты и размышлять над большими жизненными вопросами. Он слушал записанные на плёнку проповеди калифорнийского проповедника John MacArthur и стал убеждённым христианином. Его автобиография гласит: «Я хотел снова играть на гитаре, но на этот раз с другой целью: почитать и прославлять Господа».
Паркенинг вернулся в Калифорнию и снова начал свою карьеру, подписав новые контракты с Capitol и EMI. Он всё ещё мог многое предложить миру своим мастерством и достиг новых вершин после своего возвращения. Его первые записи после этого исследовали духовные темы, а на юбилее И. С. Баха в 1985 году он выступал в качестве солиста с оркестром, исполняя его кантаты.
Сотрудничество с христианскими вокалистами Kathleen Battle и Jubilant Sykes, а также с коллегой-гитаристом David Brandon привело к появлению альбомов и концертов, получивших признание критиков. Передача «Battle on a Grammy Awards» и сольный концерт в Белом доме для Рейгана были среди многих новых побед Паркенинга. Он также погрузился в концертный репертуар с лучшими оркестрами, записав многие произведения.
Видео «Christopher Parkening - Spanish Dance No. 1 (Duet)»
С первых дней своей карьеры Паркенинг публиковал как можно больше своего репертуара. Он также написал двухтомный метод для гитары.
Спустя два десятилетия после своего возвращения к записи и гастролям, он серьёзно занялся образовательными занятиями, став в 2002 году главой кафедры классической гитары в «Pepperdine University» в Малибу, штат Калифорния. В 2006 году он организовал престижный международный конкурс «Parkening International Guitar Competition», который проводится в Пеппердине каждые три года и может похвастаться самым большим денежным призом среди конкурсов классической гитары.
В 2012 году Паркенинг объявил, что заканчивает свою карьеру после десятилетий на передовой. В эти дни он сосредоточен на своей работе в Пеппердине и семейной жизни со своей женой Терезой и их сыном Люком.
Альбомы, публикации и выступления Паркенинга позволили привлечь массу новых поклонников и практиков к классической гитаре. Многие из тех, кого он вдохновил, сегодня являются концертными исполнителями и педагогами. В бесчисленных видео на YouTube молодые и пожилые гитаристы (включая лучших исполнителей) играют жемчужины из репертуара Паркенинга. Его наследие работает.
По материалам статьи (англ.).
Классическая гитара, путеводитель по каналу