«В германской истребительной авиации не использовалось слово «ас», предпочтение отдавалось термину эксперт» […]
Асу-истребителю присуще уникальное сочетание особых качеств. Он должен быть крепок физически и иметь прекрасное зрение с упором на дальнозоркость. Умение стрелять с упреждением по быстро движущимся целям характеризует его как первоклассного снайпера. Его физическая реакция должна быть молниеносной и инстинктивной, поскольку в воздушной схватке нет времени на осмысленные действия. Он должен в совершенстве управлять самолётом, причем не обязательно быть профи в воздушной акробатике - последнее помогает обрести лишь уверенность и привычку к действиям в необычной обстановке.
Храбрость - термин, часто применяемый к лётчикам-истребителям, однако здесь куда больше подойдет такая характеристика, как самообладание. На войне пилот действует под угрозой немедленного уничтожения или тяжелого увечья. Застигнутый злым роком, он зачастую оказывается в объятой пламенем кабине самолёта.
Тяжёлые ранения не всегда лучше быстрой смерти: рядом все равно нет никого, кто бы мог оказать немедленную помощь, и жизнь лётчика зависит только от него самого. Воистину нет воина более одинокого, чем пилот одноместного истребителя. И если он хочет выжить и победить врага, ему помогают в этом страх и самообладание.
Агрессивность тоже важна, хотя её следует держать под контролем. Тех, кто сломя голову бросаются в пекло, жизнь быстро ставит на место. В суматохе ближнего боя легко попасть в беду, поймав в прицел цель и забыв на время о бдительности.
Проблема выживания аса тоже не на последнем месте. Впечатляющий список побед нельзя набрать за одну ночь. Для этого требуется время, в течение которого он постоянно находится под угрозой смерти. На первый взгляд выживание в бою представляется обыкновенным везением. Несомненно, что везение на войне играет определенную роль. Но дело не только в нем. Выживание в воздушном бою во многом зависит от качества, которое называется предчувствием ситуации.
Это, главным образом, способность следить за событиями в быстроразвивающейся, высокодинамичной и объемной ситуации, но есть веские основания утверждать, что предугадывать надвигающуюся опасность пилоту помогает некое шестое чувство. Оно не поддается количественной оценке, проявляясь по-разному в различные дни, но в целом предчувствие ситуации - довольно ценное качество лётчика-истребителя.
В соответствии с нормами, принятыми во время Первой мировой войны, асом считался пилот, имевший на своем счету пять подтвержденных побед. Этот стандарт приняли большинство противоборствующих стран, за исключением Германии, установившей для своих лётчиков порог в 10 побед!
В ходе Второй мировой войны союзники продолжали придерживаться этого правила, в то время как немцы вообще исключили из употребления слово «ас», заменив его термином «эксперт».
Чтобы называться экспертом, лётчик должен был прежде всего проявить в бою профессионализм, а НЕ сбить определенное количество самолётов противника. Если следовать нормам, принятым у союзников, то люфтваффе дали миру около 2500 асов.
Число же экспертов было куда меньше. Лишь около 500 немецких лётчиков-истребителей уже были награждены Рыцарским крестом».
Майк Спик, Асы люфтваффе, Смоленск, «Русич», 2003 г., с. 32 и 35-36.
+ Дополнительные возможности:
Более 120 материалов VIKENT.RU по теме интуиция / инсайт
Бесплатная консультация по ТРИЗ 15 марта 2020 (воскресенье) в 19:59 (мск)
Изображения в статье
- Иван Шагин «Отлетался стервятник-фашист» Дата съемки: 1942 год, фото с сайта История России в фотографиях