Психоделические свойства диэтиламида лизергиновой кислоты известны уже более 75 лет, и несмотря на запрет данного в-ва, оно очень хорошо изучено многими учеными. Сегодня мы поговорим об истории изучения знаменитого вещества и механизме его действия
История создания
Историю создания весьма занимательная, а моментами даже смешная, но обо всём по порядку:
- В начале XX века лаборатория Sandoz в Швейцарии работала над изоляцией и очисткой алкалоидов спорыньи. Альберт Хофман, способный молодой химик, специализировавшийся в области натуральных продуктов, работал с группой прочих натуральных продуктов. Он спросил руководителя исследования, можно ли ему работать над алкалоидами спорыньи и их производными - на что получил разрешение, но предупредили, что химия спорыньи очень сложна и ее соединения нестабильны. Доктор Хофман, однако, был очень талантливым химиком: он разработал эффективные методы удаления сложных пептидных частей алкалоидов спорыньи и заменил их простыми аминами. Он синтезировал обширную серию амидов лизергиновой кислоты и отправил их фармакологам Sandoz на тестирование. Одним из соединений, 25-м в ряду, был диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД-25); он был синтезирован в 1938 году.
Первая проба
Вернемся к теме того, почему история создания и открытия была моментами смешной:
Альберт Хофман полагал, что, присоединив диэтиламид к лизергиновой кислоте, получит мощный стимулятор дыхания — предположение, основанное на уже известных эффектах алкалоидов спорыньи в целом. Фармакологи Sandoz, однако, сообщили, что в тестах ЛСД-25 не обнаружили ничего примечательного. Через четыре года, в 1943 году, за своим обычным обедом в лаборатории доктор Хофман внезапно понял — или почувствовал, — что фармакологи что-то пропустили в тестах ЛСД-25, и подготовил новый образец, чтобы отправить его на повторную фармакологическую оценку.
- 16 апреля 1943 года, у него появилось странное ощущение, и ему пришлось рано уйти с работы. Его одолевали странные чувства и мощные фантазии. В своем докладе начальнику фармацевтического отдела он сообщил, что ему пришлось рано уйти домой, и по прибытии он лег и испытал «непрерывный поток фантастических образов необычайной пластичности и яркости, который сопровождался калейдоскопической игрой цветов». В понедельник, 19 апреля, он решил провести эксперимент, чтобы выяснить, не вызваны ли эти эффекты ЛСД, с которым он работал в предыдущую пятницу. Зная, что алкалоиды спорыньи — это очень токсичные, сильнодействующие вещества, он решил ввести себе водный раствор ЛСД, который содержал 0,25 миллиграмма ЛСД (это он считал низкой дозой). Он принял ЛСД в 16:20, но к 17:00 уже не мог работать и решил уехать на велосипеде домой. Он сказал, что ему было трудно говорить связно, изображение в его поле зрения качалось и предметы выглядели искаженными, как отражения в кривом зеркале. Ему казалось, что он не может сдвинуться с места. Когда он приехал домой, родные вызвали врача.
- К тому времени, когда врач прибыл, пик кризиса уже прошел. Хофман помнил самые яркие симптомы: головокружение, зрительные нарушения, лица окружающих казались гротескными цветными масками. Он чувствовал беспокойство, которое перемежалось с параличом, тяжелым ощущением во всем теле. Он сохранил четкое осознание своего состояния и видел себя как будто со стороны: «Я полубезумно кричал и бормотал бессвязные слова».
- Он сообщил об этом эксперименте профессору Столлу, который счел отчет довольно примечательным и невероятным. Чтобы проверить эффект вещества, профессор Столл и несколько других его коллег приняли по 0,1 мг ЛСД. Теперь мы знаем, что 0,1 мг ЛСД — стандартная клиническая доза, вызывающая весьма глубокие эффекты. После этого Sandoz начала распространять ЛСД заинтересованным психологам и медицинским работникам в качестве лекарственного средства, которое могло бы дать им возможность понять психически больных людей.
Эффекты ЛСД
Психоделики появились еще до письменной истории: они использовались ранними культурами в различных социокультурных и ритуальных контекстах. Дж. Яффе предоставил определение, которое больше всего соответствует ритуальному использованию психоделиков в других культурах. Он сказал: «…особенность, которая отличает психоделики от других классов наркотиков, — это их способность вызывать состояния измененного восприятия, мышления и чувствования, которые невозможно испытать иначе, кроме как в мечтах или во время религиозного экстаза». Даниэль Фридман, один из пионеров исследований ЛСД, в 1968 году писал, что «…основное свойство поведения… выявленное в состояниях под воздействием ЛСД, — это „возвышенность“: способность ума видеть больше, чем он может сказать, испытывать больше, чем он может объяснить, верить в большее, чем можно рационально объяснить, испытать безграничность и „запредельные“ явления от банальных до глубоких». Неудивительно, что с учетом этих определений в настоящее время существуют убедительные клинические доказательства того, что вызванные псилоцибином мистико-религиозные переживания не могут быть отделены по объективным критериям от спонтанно происходящих.
Психоделики обладают уникальной мощной способностью воздействовать на человеческую психику. Они могут изменить представления о реальности, изменить взгляды на жизнь и смерть, вызвать глубокие верования или поставить их под вопрос. В отличие от практически любого другого класса ЦНС-препаратов, где действие обычно предсказуемо, эффекты психоделиков, таких как ЛСД, сильно зависят и от ожиданий пользователя, и от обстоятельств, в которых происходит прием препарата.
Как итог: окончательный ответ на вопрос, поставленный в заголовке, каждый должен найти для себя сам. Лично для меня, ЛСД - не наркотик. А один из способов рекреации, познания себя, и мира, что нас окружает.
P.S - статья не намерена вызвать у Вас интерес к психоактивным веществам, помните, что за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена уголовная ответственность. Статья 228 УК РФ.