Рено FT-17.
ФТ-17 является первым танком в мире с классической компановной и вращающейся башней. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Выпущено около 3500 экземпляров. Кроме того, Рено FT выпускался по лицензии в США под названием M1917 (Ford Two Man) (выпущено 950 экземпляров) и в Италии под названием FIAT 3000. Модифицированный вариант выпускался также в Советской России под названием «Рено русский». Танк применялся в локальных конфликтах вплоть до конца 1940-х годов. Один из самых удачных танков Первой мировой войны.
Танк не плохо себя показал на войне и стоял на вооружении у многих стран, вот некоторые из примеров:
- В 1919 году в Польской Армии генерала Халлера во Франции образован 1 полк танков, оснащенный 120 танками FT.
- Япония закупила 13 французских FT, получивших обозначение «Ко Гата Сенша».
- FT активно применялись Испанией в Марокко в ходе Испано-франко-марокканской войны 1921—1926 году.
- 32 танка состояли на вооружении Финляндии и принимали участие в Зимней войне.
- В Третьем Рейхе около 500 штук танков ФТ-17 использовались в качестве трофеев.
- По состоянию на начало апреля 1941 года, перед началом немецкого вторжения в Грецию, 11 танков FT оставались на вооружении греческой армии.
- Использовался в столкновении между китайскими и японскими войсками у Ханойской крепости в августе 1945 года.
- Последний случай боевого применения имел место в 1948 году во время арабо-израильской войны.
Сен-Шамон.
Всего было собрано 400 машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 года.
Имел плоскую крышу; был вооружён одной 75 мм пушкой, четырьмя пулемётами. Двигатель мощностью 90 л. с. Экипаж — 8 человек. Бронирование — 17 мм.
По существу являлся самоходной артиллерийской установкой. Огонь обычно вёлся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортёры. Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. Имеются сведения о приобретении некоторого числа танков "Сен-Шамон" Испанией.
CA-1 Шнейдер.
Танк производился несколькими сериями и принимал участие в боевых действиях второй половины Первой мировой войны, где показал себя достаточно неудачной машиной. Был вооружен 75 мм пушкой и двумя 8 мм пулемётами.
В 1918 эти устаревшие танки постепенно заменялись новым Renault FT-17. Производство завершено в августе 1918, всего построено 400 танков, включая опытные образцы. По крайней мере один Шнайдер был поставлен в Италию, которая после испытаний отменила план постройки 1500 Шнейдеров.
После войны танки были использованы как танковые тягачи и ремонтно-эвакуационные машины. Шесть были проданы в 1922 году Испании, с 1923 по 1926 год использовались в Марокко в ходе Рифской войны, уцелевшие 4 танка позднее приняли участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Единственный исправный танк помещен в музей в Сомюре. Он хранился в Абердинском Музее Артиллерии Испытательного полигона в Мэриленде, США и позже пожертвован Франции для восстановления.