Любой читатель, который следит за новостями автомобильного рынка, знает, что дела у компании Nissan альянса Renault–Nissan–Mitsubishi идут не самым лучшим образом. Отправной точкой невзгод стал состоявшийся в ноябре 2018-го арест главы альянса Карлоса Гона.
После этого события начинается период разброда и шатания, постоянных перемен состава высшего менеджмента. На фоне этого стоимость акций автопроизводителей поползла вниз и сейчас более чем в два раза меньше, нежели в 2018-ом году.
Итогом вышесказанного стали озвученные в начале года планы компании провести сокращения более 4-х тысяч человек и закрыть два завода. При этом, если первым претендентом является завод в вышедшей из ЕС Великобритании, второй неизвестен. Некоторые СМИ даже полагали, что это мощности в России.
Падение стоимости акций и прибылей привело Nissan в сложное положение. В январе 2020 компания достигла 10-летнего минимума и подешевела настолько, что стала только 5-ой по рыночной стоимости в Японии. Теперь ее обходят не только Toyota, Honda, но и Subaru, Suzuki.
На фоне этого летом 2019-го компания Renault побывала не сказать, что на грани банкротства, однако с рекордно малой реальной финансовой подушкой. Аналитики же в один голос трубят о падении выручки и меньшей, нежели у конкурентов рентабельности компании.
У японцев же суммарная прибыль в 2019-ом сократилась на 70%, на фоне чего бывший глава – Карлос Гон заявил, что будущее марки под большим вопросом.
На фоне этого в таких крупных изданиях, как Financial Times, появилась информация о распаде альянса. Ее впоследствии опровергли, но, как говорится, нет дыма без огня.
Впрочем, если говорить о российском рынке, то кроссоверы Nissan Qashqai и Nissan X-Trail известны каждому автомобилисту. Не сказать, что в наши дни эти машины бестселлеры, однако крепкие середнячки категории SUV.
2020-й год в России эти модели начали неплохо: X-Trail занял 5-е место по популярности – +31%, опередив не только своего младшего брата, но и более доступный Renault Duster. Qashqai на 8-ом месте.
Однако нежданно-негаданно события с вирусом в Китае, которым по странным обстоятельствам СМИ уделили гораздо больше внимания, чем обычно, парализовали ряд предприятий, выпускающих автомобильные комплектующие.
20-го февраля в Nissan заявили, что с 23-го февраля начинается остановка производственных мощностей по всему миру. Из Китая поступало около 800 различных видов запчастей. Впрочем, тут стоит понимать, что в схожей ситуации находятся и другие автопроизводители, но на такие радикальные меры они не идут.
Суть в том, что, вероятно, ситуация вскрыла истинное положение дел. На фоне падения прибыли и низкой цены акций компания имела малую подушку из закупленных комплектующих и, соответственно, произведённых авто. Если у других автопроизводителей наблюдается или планируется простой только отдельных заводов, а запаса комплектующих хватает до конца марта – начала апреля, то у японского бренда тупиковая ситуация уже настала.
Тут стоит помнить, что какой бы крупной и известной ни была корпорация, подобно тому, как акула должна постоянно находиться в движении, она должна постоянно получать прибыли. Деньги словно кровь циркулируют в ее системах, и отсутствие поступления средств простой могут привести к серьезным последствиям.
В целом, по мнению автора, случившиеся в Китае события отодвигают волну кризиса перепроизводства, начало которого пророчили на этот год – пророчили множество экономистов, а JPMorganChase и вовсе назвали его суперкризисом. Однако на этом фоне возникают сомнения о случайности событий с вирусом. Кроме того, очень вероятно, что обратной стороной станет дефицит ряда товаров, и в частности автомобилей. В этом плане кроссоверы Nissan – одни из первых претендентов, а сам бренд может ожидать банкротство и смена владельца.